X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

У каждого учителя свои причины уйти и остаться

Молодой филолог с красным дипломом Александра Александровна признается: «Я ни за что не пойду работать в школу. Был негативный опыт».

Это была практика. Сама работа с детьми Александре понравилось. Как и предмет, русский язык, который она хорошо знает и любит. А вот рабочая атмосфера показалось тягостной. Мало творчества, зато много отчетности.

Александра уверена, что из ее однокурсников готовы пойти в школу не более одного-двух человек, остальные будут искать работу в другом месте.

Вопрос, почему молодые специалисты не идут или уходят из школы, я задала Ольге Ройтблат, ректору Тюменского областного государственного института развития регионального образования, народному учителю РФ.

Ольга Владимировна возразила. Большинство молодых специалистов в школах остается, сказала она.

— Я знаю это, потому что даже на больших телевизионных программах мне приходилось спорить с людьми, которые уверяют, что в профессиональных конкурсах молодые учителя побеждают, а потом уходят из школ, — рассказывает Ольга Ройтблат. — Но за тридцать лет (что проводится конкурс «Учитель года» —и.и.) из 140 абсолютных победителей из школы ушли только двое.

Ольга Владимировна, впрочем, не отрицает, что такая ситуация возможна. Но трудно выделить тут системную проблему, скорее это частные случаи, которые требуют персонального подхода. Учитель может уйти, потому что устает от детей, у него не сложились отношения в коллективе или с руководством.

— Я была директором школы много лет и знаю, что, когда приходит молодой специалист, главная задача, даже если он никакой, даже если у него ничего не получается, — не спешить. Eго, как родного ребенка, надо опекать. И тогда из него вырастет профессионал. Но есть те, кто попал в школу абсолютно случайно. Их раздражают дети, такие педагоги сами ничего не знают. И чем скорее они уйдут, тем лучше. Потому ребенку абсолютно все равно, начинающий перед ним педагог или нет, ему нужно получать знания, — говорит Ольга Владимировна. — Открою вам секрет. Eсли ко мне приходит молодой сотрудник, которого я совсем не знаю, у него маленький стаж, а соответственно и копеечная зарплата, я его финансово стимулирую первое время. А дальше жизнь покажет. Первые три месяца испытательные по закону, нужно к молодому педагогу повернуться лицом. А наказать, убрать — никогда не поздно.

Ольга Владимировна рассказывает и о так называемом «Методическом абонементе». Ректор шутит — ее саму каждый раз коробит это формальное название.

— Приходит к нам молодой специалист на курс повышения квалификации. И уходит счастливым, насыщенным новыми идеями. Но возвращается в свой старый коллектив и обнаруживает, что его идеи никому не нужны, — поясняет Ольга Владимировна. — «Методический абонемент» — это обучение всего коллектива, начиная с директора. Все работают над конкретными проблемами своей школы. Например, ребенок учится на пятерки по всем предметам, а по двум у него двойки. И весь коллектив до полуночи думает, в чем проблема и как найти подход к этому ребенку.

На «Методическом абонементе» обсуждаются и вопросы наставничества для молодых учителей.

К разговорам о бюрократической перегрузке учителей отчетами Ольга Владимировна относится скептически. Говорит, жалуются на это напрасно и скорее по привычке.

— Якушев еще губернатором принял решение и освободил школы от 53 процентов отчетности. Осталось только то, без чего никак нельзя. В основном индивидуальные данные об учениках, — говорит Ройт-блат. — Больше всего жалоб было, что документацию приходится заполнять вручную, а потом дублировать на компьютере. Но постепенно все переходит в электронный формат и становится удобнее.

Ольга Владимировна говорит, что обращалась к директорам школ и главам муниципалитетов, чтобы те конкретно указывали, какую из форм отчетности они считают избыточной. По ее словам, четкого ответа не смог подготовить никто.

Чтобы молодые специалисты не уходили из школы, ректор считает, что их нужно готовить именно к школе. И это уже делается. В университетах практика педагогических специальностей начинается с первого курса. Более того, по России становится больше педагогических классов. Здесь школьники могут попробовать себя в роли педагога, их готовят, с ними занимаются. Таким образом, случайных людей в этой профессии становится меньше, но больше тех, кто правда хочет быть учителем.

— Моя голубая мечта, надеюсь, доживу до этого, чтобы лучшие специалисты из университетов шли не в банковскую сферу, а именно в школы, потому что это очень важно, — говорит Ройтблат. — Но для этого нужен достойный социальный пакет, зарплата и прочее. Вот тогда у нас будет серьезная конкуренция.

Впрочем, конкуренция где-то есть уже сейчас. Ольга Владимировна входит в состав жюри всероссийского конкурса «Учитель года». И считает, что именно среди молодых специалистов самая большая битва.

— Их больше всего заявляется, и они самые талантливые, — говорит Ольга Ройтблат.

***
фото: Ольга Ройтблат

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта