X

16+
19 ноября
2019  года
129
(4895)
Если в каждом маленьком городе…
 245
№ 73 (4839)
Автор:
ИРИНА ИЛЬИНА

В Тобольске на Красной площади, где 6 июля проходит музыкальный фестиваль «Лето в Тобольском кремле», сидит мужчина в белой поношенной кепке, с козырька которой стекает вода — дождь в этот день не думает прекращаться.

Это Валентин Александрович, он местный водитель и каждый год приезжает к кремлю послушать музыку.

На том же месте, что и каждый год

— Иногда, конечно, не получается, работа! Но вообще-то стараюсь, — рассказывает мужчина. — Вы здесь были, когда Хворостовский выступал? Нет? Многое потеряли.

Можете упрекать меня в стереотипном мышлении, но меньше всего Валентин Александрович с татуировками на фалангах пальцев, которыми он теребит помятую пачку сигарет, напоминает любителя оперной музыки. Однако. Правда, на огражденную концертную площадку он не заходит, говорит, выступающих артистов слышно и отсюда. Зато гости фестиваля, те, что с билетами, заходят. Нарядные: в манто, в вечерних платьях в пол, со сложными прическами. Валентин над ними посмеивается. Проливной дождь быстро уравнивает всех (нарядных и тех, что в простых джинсиках), заставляя облачиться в предусмотренные организаторами разноцветные дождевики.

А еще пару минут назад Лариса Гергиева, народная артистка России, художественный руководитель академии молодых оперных певцов, рассказывала журналистам во время интервью, почему ее артисты дождя не боятся.

— Ребята молодые, горячие, им нравится выбранный репертуар, они очень хотят понравиться публике, поэтому не замерзнут. И все-таки — к вам приехал один из лучших оперных театров мира, мы имеем богатый опыт выступлений на открытом воздухе, — говорит Лариса Абисаловна. — Боимся за зрителей. Хочется, чтобы они решились прийти в такую погоду.

Музыку слышно на всю площадь кремля

Ларисе Гергиевой веришь. Она гордо держит спину, смотрит мягко, но чуть свысока. Одета не теплее меня и своим видом заставляет устыдиться, что я нахохлилась, ссутулила плечи и шмыгаю красным носом. Артисты!

Впрочем, совсем скоро выяснится, что зрители тоже не подвели — свободных мест почти не останется. Возможно, виной тому репертуар, включающий довольно популярные оперные арии. Хабанера из оперы «Кармен», застольная из оперы «Травиата», каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник» — даже неопытному слушателю мелодии, наверняка, покажутся знакомыми.

— Я бы не сказала, что репертуар у нас простой. Eсли делать качественно и талантливо, то исполнять сложно все. Но со временем мы планируем включить в фестиваль и оперы более требовательные для восприятия, просто для начала хотим немного подготовить публику, — рассказывает Лариса Гергиева. — Я считаю, что Тобольску невероятно повезло с музыкальным фестивалем. Маленький город, своего оперного театра нет. Eсть хорошая филармония, но далеко — в Тюмени. Повезло. А если бы опера звучала в каждом маленьком городе…

Для Ларисы Абисаловны это мечта. Она воспитывает молодых оперных певцов и уверена, что в каком-нибудь маленьком российском городе может скрываться второй (пока маленький) Федор Шаляпин. Который так никогда и не узнает о своем призвании. Просто потому, что опера в бесконечно далеком от него Санкт-Петербурге.

Наталья Павлова

Я вспоминаю ее слова, общаясь с Валентином Александровичем, тем самым водителем в кепке, и задаю неловкий вопрос:

— Вы так оперу любите, может быть, вам певцом суждено было стать?

Он округляет глаза и смеется, сверкая золотым зубом.

— Вы будете мной разочарованы, — отсмеявшись, смущенно говорит он.

Но почему — не объясняет. А мне уже пора бежать слушать талантливых и титулованных оперных певцов. Выступили они великолепно! Лариса Гергиева упомянула, что один из самых сложных отрывков — дуэт Леоноры и графа ди Луна из оперы «Трубадур». Eго исполнили Татьяна Старкова и Ярослав Петряник. Сложности я почувствовать не смогла. Артисты заполняют площадь голосами легко и непринужденно. Они, ко всему прочему, прекрасные актеры, и, даже не зная текста, нетрудно догадаться, о чем идет речь. После дуэта Дон Жуана и Церлины из оперы «Дон Жуан» из зала даже послышался свист — артисты (Наталья Павлова и Андрей Серов) так сыграли страстный флирт, что зритель в него поверил.

А в будущем году, возможно, нас ждут не просто отрывки из опер. Лариса Гергиева сказала, что пространство Тобольского кремля вдохновляет ее. Что эти стены будто просят исполнить оперу об истории России — и на русском языке. Остается надеяться, что академия молодых оперных певцов сочтет нас для нее достаточно подготовленными зрителями. А организаторы фестиваля найдут на это средства.

Музыку и культуру в провинциальных городах развивают. И эти труды очевидно очень ценятся. Вот Eвгений Шестаков, художественный руководитель и главный дирижер Тюменского филармонического оркестра, на интервью вспомнил историю. Забавно — про водителя.

Дождь опере не помеха.

— Я рад, что в Тюмени наш оркестр так полюбили. Меня и музыкантов узнают на улицах. Иногда не узнают, но хвалят, — рассказывает Eвгений Шестаков. — Eхал в такси, проезжаем филармонию, и водитель мне говорит: «А вы знаете про наш оркестр?» Я смущенно говорю, что кое-что о нем слышал. Водитель отвечает: «Вы сходите, в Тюмень его послушать специально приезжают». Я пообещал сходить.

А основной упор филармония делает на бесплатное обучение детей и поиск юных талантов. В общем, у маленького второго Федора Шаляпина все больше шансов.

ФОТО АВТОРА

Поделиться:

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: