X

Отделить популярное от вечного

  • 11.02.20
  • Ирина Ильина
  • 202 просмотров

Популярная культура — феномен парадоксальный. Все ее ругают! И все-таки она необыкновенно востребована и прибыльна. Кто же все те люди, что слушают попсу и смотрят голливудские блокбастеры?

Eсли быть кристально честными, то каждый из нас хотя бы одним глазком видел какой-нибудь популярный сериал или насвистывал особенно прилипчивый мотивчик, услышанный по радио. Ведь от популярной культуры не спрятаться даже в космосе (спасибо Илону Маску, который запустил на орбиту автомобиль с проигрывающейся в магнитоле песней «Life on Mars» Дэвида Боуи).

Денис Моргунов

«Зори Тюмени» дают концерт «Эстрадный дивертисмент».
Автор фото: Денис Моргунов

Давайте поговорим о тех, кто создает попсу. И решим, в конце концов, казнить поп-культуру или помиловать.

Группа профессионалов

У Кристины Гончаренко, солистки группы «Synthezza», сильный, богатый голос. Но на выступлении в субботу в конторе пароходства она удивляет меня не столько вокальным даром, сколько стойкостью. Около часа девушка стоит на высоченных шпильках и, кажется, совсем не устает. По крайней мере, улыбается и заряжает зал своей энергетикой. Зал подпевает популярным мелодиям, кто-то восторженно подмечает: «Как здорово здесь звучит скрипка!»

Секрет в том, что группа «Synthezza», сочиняющая каверы на популярные песни, состоит сплошь из профессиональных музыкантов. В «Synthezza» есть даже отделение духовых и струнных инструментов.

— Со многими музыкантами мы познакомились еще во время учебы, — рассказывает Кристина. — Пока в основном выступаем на разных мероприятиях и в ресторанах города. Но мы активно работаем над своим альбомом и авторскими композициями.

Музыканты талантливые, но пробиться тяжело. Искусству эстрадного пения и выступления нужно учиться несколько лет, потом нарабатывать опыт, аудиторию… И, как во всякой творческой профессии, получится все равно не у каждого. Впрочем, ребятам из какой-нибудь группы «Хлеб» (авторам хита «Я на танцполе скачу как конь, иго-го!») об этом, видимо, никто не сказал.

Об отношении к популярной музыке я поговорила с опытной джазовой певицей Ингой Лударевой, и она сказала:

— Искусство эстрады — это великое искусство, в нем существуют свои законы и правила, множество жанров и исторические этапы развития. И эстрадный вокал — настоящий, профессиональный — всегда отражение этих традиций и жанров. Предполагается, что эстрадный вокалист должен разбираться в этом и владеть мастерством перевоплощения, пониманием самой сути эстрадного вокального исполнения. И у нас в России были и есть такие мастера самого высокого уровня. Другое дело, что современная попса настолько многолика и часто безвкусна, что слушать ее неинтересно. Но это всегда отражение духа времени, в котором мы сейчас живем. Другие ценности, другие тексты и музыка, ушла глубина, уходит внутренняя цензура… Что иногда поет сегодня молодежь в караоке-клубах, зайдите туда, послушайте. И вы поймете, о чем я. А ведь они поют те песни, которые им нравятся. Делайте выводы.

Почем интересный герой?

Голливудские фильмы по комиксам — золотая жила. Они требуют больших затрат на спецэффекты, но всегда окупаются в два, а то и в три раза. Их с одинаковым любопытством смотрят по всему миру.

Недавно в прокат вышел фильм «Хищные птицы: потрясающая история Харли Квинн». Eсли сдуть с него блестки, убрать спецэффекты и драки, то весь фильм мог бы уместиться в десять минут. И рассказать короткую историю на животрепещущую тему тендерного неравенства. Одна из героинь страдает оттого, что ее достижения присваивает начальник. Другая избавляется от абьюзивных отношений, учится ответственности и самостоятельности. Но, несмотря на кислотные цвета, блестки, экшн, пару смешных шуток и актуальный феминизм, фильм — банальный и скучный.

Но те, кому он понравился (а это 70 процентов зрителей), справедливо возмущены: «Вы ждали глубокой философии от фильма по комиксам?!» Действительно, от комиксов ждут совсем не этого. А чего тогда? Об этом рассказал художник-аниматор студии «ПИН» Александр Капустин. Недавно студия представила на большом экране пилотную серию своего анимационного сериала, еще Александр работает над собственным комиксом.

— Чтобы нарисовать человека в комиксовом стиле — мне обязательно с ним нужно хотя бы раз увидеться, — говорит Александр. — Не для того, чтобы запечатлеть фотографическое сходство, которого часто в комиксе не может быть, а чтобы уловить его характер и эмоции. Именно они очень важны в комиксе.

Рисовать комиксы может быть как очень сложно, так и довольно просто, все зависит от стиля. Но важно уметь зацепить читателя яркими персонажами. Ведь именно взбалмошная красотка Харли Квинн (актриса Марго Робби), а не философский или хотя бы интересный сюжет обеспечивает новому фильму кассовые сборы.

Впрочем, Александр Капустин уверен: если хочешь создать историю не на один день, то нужно думать и над интересным сюжетом, и над тем, что тебе хочется сказать людям. Важно, чтобы тебе было что сказать.

Не прогибаться под изменчивый мир

В филармонии в воскресенье государственный ансамбль народного танца «Зори Тюмени» представил концерт «Эстрадный дивертисмент».

«Для поклонников ансамбля выступление станет своеобразным открытием нового «образа» коллектива: в программу включены хореографические композиции в стиле эстрадного и современного танца, ранее не представляемые в концертных программах ансамбля», — обещает афиша. И открытие действительно произошло.

«Эстрадный дивертисмент» — это несколько танцев под авторские песни и стихи на тему «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Коллектив будто решил доказать, что он тоже может быть модным и сексуальным. На сцене не то мюзикл, не то бурлеск. Хореография — прекрасная. Но поставить философскую, метафорическую историю «Мастера и Маргариты» в эстрадном танце — цель очень непростая. Пока коллективу достичь ее не удалось. Многие зрители уходили в легком недоумении. Некоторые, несмотря на присутствие в представлении узнаваемого кота Бегемота и сцены с картами, так и не догадались, о чем была постановка.

В целом же показалось, что заигрывание с новым жанром коллективу совсем не нужно. «Зори Тюмени» неподражаемы в народном танце. А в мюзикле вынуждены подражать. И не всегда это получается удачно.

Ведь не обо всем, что популярно сегодня, завтра хоть кто-нибудь вспомнит. Но то, что талантливо и уникально, не забудется точно.

Поделиться:




Post a comment