X

Пусть диалог идет на равных

  • 21.02.20
  • Ирина Ильина
  • 161 просмотров

Для детей с ограниченными возможностями здоровья существует немало программ: с ними занимаются, их учат, как взаимодействовать с окружающим миром. Но для диалога нужны двое, а если только один из них подготовлен к разговору, то о беседе на равных придется забыть.

Я намекаю на то, что зачастую дети с ограниченными возможностями здоровья готовы и открыты к общению на том уровне, на котором могут. А вот детишки здоровые, увы, — нет. Не потому, что они жестоки или невоспитанны. Просто не знают, как общаться с теми, кто отличается от них, да и опасаются сделать что-то неправильно.

Александр Ренев

Репетиция спектакля по мотивам сказок Корнея Чуковского.
Автор фото: Александр Ренев

Наталия Лагун, наставник проекта для детей и подростков с синдромом Дауна, расстройствами аутического спектра и сенсорно-моторной алалией, объединилась с Мариной Галяветдиновой, профессором, заведующей кафедрой режиссуры ТГИК, и Надеждой Семеновой, заведующей центром патологии речи и нейроабилитации. В прошлом году они вместе подготовили постановку по мотивам сказок Корнея Чуковского.

Особенность постановки в том, что 50 процентов актеров — дети с ограничениями здоровья. Остальные — обычные детишки из театральной школы.

— Как детям, живущим обычной жизнью, без физиологических и психических нарушений, общаться с ребятишками с ОВЗ? Да, им тоже нужна помощь, они тоже должны адаптироваться к таким детям, — рассказывает Наталия Лагун. — Прежде чем мы соединили ребят в одну труппу, старшие педагоги провели большую работу с обычными детьми. Разъяснили, что есть дети с нарушениями здоровья и как с ними себя вести. Поначалу мы увидели, что дети подходят к новичкам с осторожностью. Первое время даже был некий ступор. Но театральные тренинги всегда работают на раскрепощение и взаимодействие. После них ребятам стало значительно легче общаться.

Как объяснила еще один наставник Надежда Семенова, детей с речевыми расстройствами и задержкой в развитии сегодня очень много и приготовиться к подобному взаимодействию стоило бы каждому. Но дело ведь не только в нарушениях здоровья. Зачастую причиной недопонимания и травли в школах становятся любые особенности ребенка, которые отличают его от других, — вес, рост и даже цвет волос. А школа дает ученикам множество навыков, но не учит общаться и понимать друг друга. Зато в этом может помочь театр.

— Мы ждем заинтересованности родителей в воспитании детей через театральное искусство, — говорит Наталия Лагун. — И мы видим прогресс детей в социоадаптации. Нам как людям, занимающимся сценическим искусством, важен аспект снятия психологических и физических зажимов. Мы хотим дать детям возможность почувствовать себя артистами, не просто надев на них костюмы, а задействовав их в специализированной программе социоадаптации через творчество.

На спектакле работа Наталии не закончилась. Она уже много лет ведет инклюзивные проекты, и дети с ее помощью продолжают учиться общению.

— Педагоги, что прошли мастер- классы по методике преподавания актерского мастерства для детей с ОВЗ, взяли таких деток в свои группы. Половина ребятишек, что участвовали в постановке, остались в театральной школе. Одна из таких школ работает на базе «Пионера», другая на базе «Творческого союза молодежи», — рассказывает Наталия.

Наталия и Марина планируют создание постоянного инклюзивного театра. Наставники уже разрабатывают методические программы. Написаны и опубликованы научные статьи, материалом для которых послужил в том числе и этот инклюзивный проект.

— Результаты нас вдохновили. Дети и их родители остались довольны, некоторые обратились к нам с просьбой остаться в театральной школе. И это для нас главный результат. Важно понимать, что мы не занимаемся лечением, мы только адаптируем ребят. Играя в театре, они, здоровые или с ОВЗ, становятся более раскрепощенными, открытыми миру, менее остро реагируют на неприятности, выглядят более счастливыми, — говорит Наталия.

Наталия обещает, что в будущем нас еще ждут постановки инклюзивного театра. И для зрителей, помимо интересного спектакля, — это тоже способ учиться. Ведь то, как будут адаптированы дети к жизни в обществе, зависит и от нас. Потому что для диалога всегда нужны двое.

Поделиться:




Post a comment