X

Школам поможет народний бюджет

  • 26.03.20
  • Инна Горбунова
  • 41 просмотров

Подать идею и получить на ее реализацию деньги из бюджета — такое в школе кажется нереальным. Но это возможно.

В Сахалинской области в проекте школьного инициативного бюджетирования — так называется это направление — участвуют уже 125 школ и более 800 учащихся. Ничего фантастического в тех идеях нет, они вполне реальны. Например, в Корсакове ученические советы предлагают обустроить рядом со школой скейт-парк, площадку для воркаута, установить тренажеры или сцену для концертов на открытом воздухе, проложить велодорожки, разбить школьный огород или оснастить школьное здание по всем правилам доступной среды. Тюмень ничем таким не удивишь. И то у нас уже есть, и это. Eсли уж и рождать идеи, то новаторские. Это будет наш вау-эффект, который здорово воплотить в жизнь. Eсли, конечно, кризис после вируса не накроет нас с головой, не отучит мечтать и не заставит думать только о самом необходимом.

Александр Тарасов

Пока вместо библиотеки в школьном саду — скамья у кадки с комнатным растением
Автор фото: Александр Тарасов

Но если смотреть в будущее с оптимизмом, то можно примерить на себя опыт и зарубежных школ. Там инициативное бюджетирование практикуется не первый год и называется партисипаторным (с английского «participation» — участие). В Португалии, например, до недавнего времени в народном бюджетировании, то есть расходовании средств бюджета, участвовало более 600 школ. Из государственной казны на реализацию ученических проектов выделялось до 500 евро на небольшую школу или по одному евро на каждого ученика в тех учебных заведениях, которые посещает свыше полутысячи учащихся. Основная направленность португальских проектов — усовершенствование школьного пространства и улучшение процесса обучения.

На развитие внутришкольного пространства направляют средства народного бюджета и в Бразилии. Там исходят из норматива в переводе на наши деньги 350 тысяч рублей на одну школу. Эта дополнительная система финансирования применяется с 2014 года.

Первые эксперименты по такому способу финансирования школьных проектов в США проводились с 2012 года. Например, в городе Финикс победителем стал проект, который предусматривал установку большого дисплея во дворе школы, а также вывод на экран изображений с камеры микроскопа. Все это было задумано для проведения на улице уроков природоведения и биологии.

А в Бостоне финансировалась программа «Youth lead the change». Вначале подростки организовывали мозговой штурм в клубах, общественных местах, торговых центрах и супермаркетах, потом волонтерский комитет анализировал и дорабатывал лучшие идеи. В 2018 году победителями конкурса стали проекты ремонта игровых и пикниковых зон, стрит-арт на городских стенах, мобильное приложение для поиска работы, закупка ноутбуков для школ, разработка проекта скейтпарка. Инвестиционный бюджет программы составил 1 млн долларов.

Александр Тарасов

Лидия Русакова.
Автор фото: Александр Тарасов

Конечно, такое финансирование для нашего школьного народного бюджета маловероятно. Но ценность идеи не всегда измеряется количеством денег. Иногда она хороша сама по себе, и при этом ее реализация не требует астрономической суммы. Лидия Русакова, директор школы N 70, говорит, что в программу инициативного бюджетирования с удовольствием включила бы проект «Библиотека в школьном саду» или «Детский городок как пространство культуры общения». Для школы сотворчества это было бы логическим продолжением той работы, которую здесь ведут уже давно.

— На федеральном уровне активно поддерживается формат инициативного бюджетирования или народного бюджета, — говорит Руслан Кухарук, глава города. — В этом году Тюмень впервые вошла в этот законодательный процесс. Мы выбрали направление благоустройства и создания комфортной городской среды. В бюджете предусмотрели финансирование на эти цели. В текущем году мы посмотрим, как работает система приема заявок, как организовать голосование, отбор лучших проектов, их реализацию. Затем сферы приложения программы могут стать значительно шире. Например, в будущем предметом инициативного бюджетирования могут стать и проекты в сфере образования. Это направление, уверен, очень перспективное.

Поделиться:




Post a comment