X

Как любопытно тасуется колода…

  • 10.04.20
  • Светлана Рычкова
  • 225 просмотров

Ирине Михалевой, преподавателю фортепиано детской школы искусств «Этюд», 16 марта исполнилось 75 лет. 55 из них она отдала любимой работе. А музыке, наверное, все 75.

Обладательница феноменальных темперамента, обаяния, педагогического таланта. Сколько она перечислила мне имен и фамилий людей, с которыми сводила ее жизнь! Такое ощущение, что каждый ученик — это ее частичка. Так она о них рассказывает. Такая забота. Такая любовь. Некоторые к ней и сегодня (и малыши — ученики других преподавателей, и ее выпускники) просто забегают обняться и поговорить. О себе юбилярша рассказывает охотно, но снова и снова переводит разговор на других. Педагоги, воспитанники, родня. Будто играет то Рахманинова, то Шопена, то Баха.

Марина Нечаева

Ирина Михалева (справа) с коллегой Любовью Батраченко.
Автор фото: Марина Нечаева

Ирина Васильевна родилась в Троицке Челябинской области. Кажется, она с самого рождения любила играть и петь. Во всяком случае, еще девочкой ее уже приглашали на городские мероприятия, а позже и на телевидение в Челябинск. Смеется, что голос у нее с детства был, как труба иерихонская. И старшая сестра-пианистка начала брать Ирину вокалисткой на концерты.

Затем были музыкальный и хореографический классы. И преподаватель — балерина из Кировского (нынче Мариинского) театра оперы и балета. Когда Ирине исполнилось 14, умерла ее мама, а папа очень болел, про хореографию пришлось забыть. Но до сих пор сохранились безупречная осанка и знание многих па. Михалева и сейчас может продемонстрировать батман тандю.

Тогда осталась музыка — игра на фортепиано. Педагогом у нее был Юрий Геллер, бывший директор первой тюменской музыкальной школы. Вот как любопытно тасуется колода: надо было Геллеру, другу Михаила Гнесина, выпускнику Московской консерватории, работавшему в Мурманске и Ростове (открывшему в Ростове музыкальную школу, где учились родители Михалевой!), однажды после войны попасть в Троицк. После — поднять на высоту первую музыкальную школу в Тюмени и привезти из Троицка в наш город Ирину!

Михалева рассказывает, что не помнит, как и когда делала школьные уроки, — кажется, жила только музыкой. И что Юрий Леопольдович, бывало, провожал учеников домой после занятий, потому что они могли закончиться и в десять, и в одиннадцать часов вечера. Именно Геллер уговорил 16-летнюю Ирину приехать в Тюмень. Папа после Сталинграда и смерти мамы был очень болен, год лежал в больнице. После за ним ухаживала вторая жена, с присутствием в доме которой Ирине было трудно смириться. Геллер хотел ее удочерить, стать опекуном — Ирина отказалась: «У меня была одна семья, другой никогда не будет». В Тюмени она сначала она жила у Урицких, после у Матусевичей. До сих пор с огромной благодарностью вспоминает эти семьи.

Ирина поступила в музучилище и одновременно работала — надо было на что-то жить. Тогда она обучала игре на фортепиано и детей, и взрослых — рабочих тюменских предприятий. Поэтому сегодня первым ее ученикам уже за шестьдесят. Геллер научил ее методике ускоренного освоения музыкальной грамоты, а также прочим премудростям фортепианного исполнительства. Приходили учиться взрослые люди, не знающие нот! Потом один из них, Владимир Мальцев, дорос до начальника областного отдела культуры, другой, Анатолий Иконников, стал директором школы искусств.

Тогда режиссер тюменского телевидения Ирина Тужик, заведующая музыкальной редакцией, издавала сборник песенок и пьесок Ирины Михалевой. Ирина обучала детей в этой редакции. И ей за работу высылали по почте три рубля. С этим гонораром она шла с подругами в рыбный отдел гастронома и покупала полулитровую банку черной икры с жирком.

Режим занятий был такой: подняться в пять утра, прибежать в училище, встать в очередь на кабинет (в училище несколько классов с фортепиано, но студентов гораздо больше, и чтобы репетировать до начала занятий, они вставали в очереди). А вечером покупали сторожу чекушку водки, и он разрешал играть почти до полуночи. «Мы любили играть, нам хотелось заниматься», — вспоминает Ирина Владимировна.

В 1965 году открылась вторая музыкальная школа (сегодня школа искусств «Этюд»). Михалева устроилась туда преподавателем. И работает там до сих пор. «55 лет в одном кабинете. Уму непостижимо! — удивляется она и смеется. — Так и осталась вечно в седьмом классе».

Сегодня Ирина Владимировна по-прежнему ведет занятия, работает на полторы ставки. А ставка у музработника — 10 тысяч рублей. Сидит в жюри конкурсов, которые проходят с утра до девяти часов вечера. Потом до часу ночи ей звонят педагоги и спрашивают, как у той-то и того-то прозвучала кульминация? А на конкурсах бывает до сотни участников! Но все же знают, что у Михалевой феноменальная память…

Eе ученики-пианисты работают в консерваториях. Их имена известны и в Тюмени, и далеко за ее пределами. Это солисты тюменской филармонии Денис и Станислав Хуланховы, Eкатерина Симакова (Eкатеринбург), Наталья Веренько (Алма-Ата). Жанна Панова преподает фортепиано в Москве в академии Гнесиных, Наталья Федорова — в Кембридже, Антон Коркунов в столице аранжирует духовную музыку XVI века.

При этом с горечью Михалева рассуждает о том, как обесценено сегодня в России классическое образование, как нищенски живут гениальные исполнители. Как детей мучают невероятным графиком выступлений и конкурсов для того, чтобы чиновники поставили галочку в отчет.

16 марта в школе «Этюд» чествовали юбиляршу. Поздравить Ирину Михалеву пришли выпускники разных лет, коллеги, представители департамента культуры администрации города.

— Получается, — говорит Ирина Васильевна, — я людям нужна, музыка им нужна.

Поделиться:




Post a comment