X

Любить фотографию, а не себя в ней

  • 2.06.20
  • Светлана Рычкова
  • 323 просмотров

Сергей Киселев — тюменский фотограф.

Участник и победитель многочисленных фотоконкурсов. А еще он мой коллега — фотокорреспондент, газетчик. Иногда (да простят мне фотокоры-курьерцы!) я вижу его фоторепортажи и думаю: вот бы такие иллюстрации к моему тексту!

Общаемся мы с Киселевым крайне редко — он не такой уж тусовщик. Но когда нам случается встретиться, я неизменно получаю улыбку и пару одобрительных кивков. Однако разговорить его на профессиональную тему не составило труда.

Сергей Киселев

— Вас все знают как фотокора «Тюменских известий». Вы же там долго работаете?

— Да. В «Курьере» работал где- то года три, а в «Известиях» почти тридцать лет. Я счастлив, что попал в газету. Быть фотографом — это труд. Это только кажется, что пришел, щелкнул и дальше пошел. Нет. Eсли снимать только театральную фотографию, постановочную, не снимать жизнь, не наблюдать за людьми, то это плохо кончится. Оскудеешь.

— Опыт в газете и дает эту возможность работать с самым разнообразным материалом — благодатнейшая почва. Множество событий, самодисциплина, мобильность, готовность работать в любое время… Или это мешает творчеству?

— Любви к фотографии как может что-то мешать?!

Фото Киселева разных лет.

— А можете сказать, были ли у вас любимые темы?

— Сейчас осознаю, что с удовольствием смотрю на фотографии 90-х и 2000-х годов.

— Как вы объясните фразу «если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко» Роберта Капы?

— Это расхожая фраза. Тут все очень просто: чем дальше ты от персонажа, тем меньше ты его видишь. Вот и все. Все эти эмоции, все, что важно для фотографии. Не только в фотографии, вообще видеть эмоции нужно, их напряжение. Потому что эмоции-то на лице, а на расстоянии ста или двухсот метров не знаю, что можно увидеть.

— Когда вы смотрите на своих персонажей, на объект фотографии, вы в них влюбляетесь, у вас возникает чувство приязни к этим людям? Или у вас отстраненный взгляд художника?

— Как можно влюбиться в убийцу, которого играет прекраснейший актер? Я в актера могу влюбляться в этот момент, в эту секунду, в его работу, в его пафос, его желание — с удовольствием влюбляюсь. Но не в убийцу. Любить свою работу и любить того человека, которого снимаешь, — это уже половина успеха. А там как повезет.

— А есть у вас любимые фотографы, на которых вы равнялись?

— Пожалуй, расскажу о том, на кого бы не равнялся. Eсть фотографы, которые любят прежде всего себя в фотографии. Фамилии этих персонажей я называть не буду. Он выходит, у него камера на шее — привлекает всеобщее внимание. А фотограф на репортажном мероприятии, на съемке спектакля должен быть незаметным вообще. У него должна быть простая рубашка. А некоторые фотографы ведут себя так, будто они главные герои этого спектакля. Мне это всегда претит. Я люблю фотографию, а не себя в фотографии.

— Для меня ваша фотография — своеобразный экскурс в мою любимую живопись. В ней вижу и иконописную обратную перспективу, и брейгелевский взгляд с высоты полета, и полотна экспрессионистов. В портретах — Ван Гога, в зарисовках, в их объемности — Сезанна. Ваши фото для меня будто вне трехмерности, это выход из привычного объема, видимого человеческому глазу. Вы замечали мистичность того, что у вас получается? У вас есть свои ассоциации или, может, предпочтения в изобразительном искусстве? Ведь фотографический образ не рождается из ничего, он всегда в подкорке на что-то опирается…

— А вот кого вы перечислили, того и люблю из художников. Eще люблю Босха. Для меня фотография — это искусство.

— Как вы строите кадр? Это происходит интуитивно или на уровне разума: ищешь, ищешь — поймал!

— Да, из живописи сначала берешь какие-то азы композиции, правило золотого сечения, перспективы — ими и пользуешься. Потом ищешь-ищешь свою композицию, а потом находишь уже по интуиции и не думаешь, откуда она берется. Я вообще от сохи — это моя любимая фраза. Пришел в фотографию с завода, был компрессорщиком. И просто для себя фотографировал. Мои карточки никуда тогда не уходили. Закончил народный университет искусств, кинофотофакультет по классу фотомастерства только в 40 с лишним лет. Мой преподаватель очень четко знал, что мне греет душу. Я когда отучился, понял, что и до учебы был уже на правильном пути.

ФОТО СEРГEЯ КИСEЛEВА

Поделиться:




Post a comment