X

Дизайн-ответ на вопросы бытия

  • 9.06.20
  • Ирина Ильина
  • 260 просмотров

Eсли прямо сейчас вы сидите в помещении, листая страницы газеты, или едете куда-то, читая этот текст с экрана смартфона, то поднимите голову и осмотритесь. Вы окружены!

Окружены трудом дизайнеров, которые пытаются балансировать между творчеством и коммерцией, красотой и удобством, уникальностью и универсальностью. Дизайн используется буквально во всем, чего касается рука человека. Это не только одежда, предметы быта, гаджеты, автомобили, это еще и, например, политика. От таланта дизайнера могут зависеть симпатии избирателей к кандидатам. Сфера влияния, согласитесь, немаленькая.

О роли дизайнеров в нашей жизни я говорю с Константином Поляковым, одним из основателей Gruppa Studio, и Лизой Гончаровой, дизайнером «Медиа- полиса».

Лиза Гончарова

Футуристическая пицца и культурные ценности

— Свою первую работу я сделал в 1992 году. Тогда я учился в шестом классе, и на уроке изо нам дали задание нарисовать эмблему школы. Но тогда я еще даже и не знал слова «дизайн», — рассказывает Константин Поляков. — Осознанно дизайном я начал заниматься где-то в начале 2000 года, когда у меня появился хороший компьютер и интернет. Около года проработал в издательском холдинге, где меня познакомили с графическими программами.

В 2015 году Константин Поляков принимает решение переехать в Тюмень. Вместе с дизайнером Костей Тюменцевым они организуют студию Kultura. Эта студия известна, например, дизайном для Tesla Burger или для сериала канала ТНТ «Толя Робот». Eще она занималась разработкой концепции мебели будущего — это столы и диванчики с солнечными батареями и возможностью подзарядки гаджетов.

— Сейчас у нас, можно сказать, семейное дело. Я со своей женой, бренд-менеджером, ее зовут Аня, и еще один талантливый дизайнер Саша Дугинов с его спутницей Лизой основали Gruppa Studio, — говорит Константин Поляков. — В основном мы занимаемся разработкой уникальной айдентики (визуальной составляющей бренда) для бизнеса. Один из последних примеров — ирбитская точка по продаже шаурмы. Мы разработали визуальный стиль, метафору и характер бренда.

Константин Поляков.

По мнению Полякова, хороший дизайн в первую очередь честен с человеком и экономит его драгоценное время.

— Современное обилие технологий, программ и их простота позволяют смело выходить за рамки привычного, — уверен Константин. — Движение, объем, дополненная реальность комбинируют друг с другом для получения самых неожиданных результатов. Это позволяет создавать крайне занимательные вещи. Ярким примером может служить пиццерия будущего в Ханчжоу от «До-до Пиццы». Там был разработан футуристический дизайн-проект с аудиовизуальным оформлением пространства. Все стены в этой пиццерии — это один большой видеоэкран с безостановочной демонстрацией новых продуктов. Выглядит потрясающе. Движение, причудливые буквы, контрастные формы, нестандартные ходы — все это часть современного дизайна.

Константин считает, что дизайн в России имеет богатую историю. По его словам, во времена художников- оформителей дизайн был образчиком симбиоза инженерной мысли и искусства. Советские оформители вкладывали максимум расчета и эстетики в свои продукты. Увы, не всегда это получалось реализовать в силу отсутствия средств. Нереализованными эти идеи остались и в будущем. В 90-е в дизайне решительно покончили со всем, что было до.

— Поэтому есть все основания утверждать, что российский дизайн еще только начинает становление как отдельное явление, — объясняет Константин. — Что же касается географии дизайна, то безусловно можно выделить отдельные направления, например, швейцарский, голландский или японский дизайн. Все они, так или иначе, опираются на природу человека в корреляции с его культурными ценностями.

Константин уверен, что талантливых дизайнеров в Тюмени хватает. А отличить хорошего дизайнера от плохого по его рецепту довольно просто: у хорошего дизайнера всегда много идей и он всегда остается творчески голодным.

— Даже если нет времени на реализацию задуманного, процесс размышления и анализа должен идти безостановочно, — уверен Поляков.

Делать плохо, чтобы получилось хорошо

Увлечение дизайном для Лизы Гончаровой тоже началось рано и с интереса к изобразительному искусству. Но, по словам девушки, в этой профессии быстро понимаешь, что важно не только красиво нарисовать, но сделать это так, чтобы нарисованное было полезным и функциональным.

— Стив Джобс говорил: «Истинное назначение предмета не только в том, как он выглядит, но в том, как работает». Дизайн должен помогать, быть удобным и понятным, — считает Лиза. — В то же время мы создаем не просто удобную обертку, мы дарим атмосферу и настроение. Нужно понимать душу того, что создаешь. Например, работа над брендом какого-нибудь грузоперевозчика. Казалось бы, какая тут красота? Но дизайнер должен взять мечты, цели, историю человека, который открыл эту компанию, и передать их визуально.

Впрочем, дизайн может быть не только хорошим, он бывает и искусно плохим.

— В студии Артемия Лебедева работают талантливые люди. Но там есть маркетологи, которые придумали проект «экспресс-дизайн». В нем за сто тысяч рублей эти талантливые люди создают нечто настолько плохое, о чем будет говорить максимальное количество людей, — объясняет Лиза.

Лизе нравится работать над бесконечными проектами «Медиаполиса», каждый из которых ей предстоит оформить уникально. Она отмечает, что дизайнер должен суметь понравиться всем — и аудитории, и заказчику. Но в первую очередь себе самому.

— В работе хочется творчества, любви к тому, что делаешь, тогда проект получится реально хорошим, — говорит Лиза. — Но дизайнеры нередко интроверты. Потому им необходимо научиться обосновывать свою точку зрения. С заказчиками везет не всегда, у нас пока люди не насмотрелись на хороший дизайн и, бывает, просят сделать то, что хорошим не получится. В этом важно найти баланс. Чтобы понять, что на самом деле хочет передать человек, потом понять, как донести это до его аудитории, а потом объяснить ему самому, почему ваш способ может быть лучше.

Исследователи считают, что главное отличие дизайна от искусства в том, что искусство — задает нам вопросы, а дизайн — дает нам ответы. Обложка пытается подсказать содержание книги, а вывеска рассказать о том, что ждет нас за дверью. И часто именно от дизайнера зависит, узнаем ли мы, что таится за ней или пройдем мимо.

ФОТО VK.COM

Поделиться:




Post a comment