X

Зануды в блестках и юбках

  • 16.06.20
  • Ирина Ильина
  • 156 просмотров

В июне мультипликационная студия-легенда «Союзмультфильм.» отметила 84 года. Мало кто помнит, но начал «Союзмультфильм.» с почти полного копирования стиля диснеевских мультиков про мышку Микки.

Это заметно, например, по черно- белому мультику «В Африке жарко» — он считается первым мультфильмом студии. Впрочем, американский стиль рисовки смешивался в нем с вполне советским сюжетом. Тяжело трудящиеся звери на севере готовят мороженое в подарок для изнывающих от жары зверей Африки.

Кадр из мультфильма «В Африке жарко»

Постепенно «Союзмультфильм» обрел уникальный стиль, который ценится по всему миру до сих пор. Но сюжеты советских мультиков не переставали отвечать задачам своего времени. Говорят даже, что мультипликаторы могли позволить себе, пусть и иносказательно, критиковать социальные проблемы. Это, конечно, могли увидеть только внимательные взрослые — для детей мультфильм оставался красивой сказкой.

Не оставили мы привычку смотреть мультфильмы между строк (между кадров?) и сегодня. За оболочкой боевиков для подростков специалисты находят тенденции международных отношений, а в полнометражных мультиках — внедряемую в общество новую норму. Они даже пишут об этом статьи в научных журналах!

Давайте разберемся, как эксперты смотрят современные мультики и какие смыслы в них можно отыскать, если очень захотеть.

Вперед! К традиционным ценностям…

Сюжет мультфильма «Вперед!» («Дисней», 2020 год) рассказывает о мире, в котором когда-то давно царила магия. Но после открытия электричества и интернета магия, кажется, полностью исчезла. Теперь эльфы, тролли, гоблины и феи летают на самолетах, пользуются автомобилями и смартфонами и ведут в целом прозаичную жизнь. Мы оказываемся в семье эльфов, потерявшей отца. Старший брат продолжает верить в магию и искать ее, младший — стыдится его и мечтает хоть когда-нибудь еще встретить своего папу. Главные приключения начинаются, когда мама дарит братьям сверток, оставшийся от погибшего отца. Мультфильм получился симпатичным и очень трогательным.

К слову, это очередной мультик «Дисней-студии», где отсутствуют романтические отношения (некогда главный элемент сюжета). Зато в очередной раз на первый план выходят отношения в семье. Более того, раньше доминировал миф о бунте, когда главный герой выступал против ценностей семьи и был прав. Теперь же бунт не очень- то и нужен. А семья в конечном итоге оказывается правой, и с ней нужно считаться.

Политолог Eкатерина Шульман считает, что эта тенденция в какой-то степени опровергает опасения Самюэля Хантингтона, которые он высказал в своем «Столкновении цивилизаций». Считалось, что западная индивидуалистическая культура «первого мира» рано или поздно вступит в большой конфликт с традиционной, например, исламской, где семья и традиции неоспоримо важны. Теперь выясняется, что семейные ценности хорошо укладываются и в западную культуру, хотя семьей на Западе считаются не только биологические родственники. Более того, возвращаются и другие традиционные ценности. Возрождается институт репутации — когда в интернете о тебе все знают и могут общественно осуждать. Возрастает значение связей. Только теперь они закрепляются в социальных сетях. А еще в моду входят длинные юбки. Феминистки считают, что это бунт против сексуализации женского тела. Но согласны с юбками, пусть и по другим мотивам, и исламские традиционалисты.

В общем, на глобальном рынке всем цивилизациям найдется место. А оптимист Дисней победил пессимиста Хантингтона.

«Камуфляж и шпионаж».

Блестки, дорамы и котики — оружие будущего

Мультфильм «Камуфляж и шпионаж» («XX век Фокс», 2020 год) — звездный по своему составу. В озвучивании и в качестве прототипа главных героев выступили Уилл Смит и Том Холланд (он известен по роли Человека-паука). Сам фильм рассказывает о крутом шпионе, попавшем в крайне затруднительное положение, и молодом неуклюжем гении-пацифисте, он единственный оказывается в состоянии помочь этому шпиону. Мультфильм получился абсурдным, веселым, хотя достаточно предсказуемым.

Впрочем, и в нем эксперты находят интересные тенденции. Например, феминизацию общества. Они считают, что ценности, которые принято называть мужскими, постепенно уходят на второй план. Главный конфликт между крутым шпионом в озвучке Смита и ученым Холланда в том, что первый не считает возможным решать вопросы иначе, чем агрессией и угрозами. Чем сильнее твое оружие, тем больше вероятность, что ты победишь или что на тебя не нападут, думает шпион. А герой Холланда уверен в обратном, он разрабатывает самые невероятные и недейственные на первый взгляд методы борьбы. Например, взрыв блесток, в которых появляются изображения котят. К тому же он очень романтичный, трогательный, любит корейские дорамы и вдохновляется ими. Создатели мультика намекают нам, что война оружием — уже не эффективна и мало кому нужна. Гораздо лучше бороться за рынки и симпатии своих покупателей. Как, например, это успешно делает Южная Корея.

Ко всему прочему, это не первый западный мультфильм, который намекает нам, что в будущем править будут пожилые женщины. Именно они занимают самые авторитетные роли. И это, судя по демографической статистике, вполне реальная перспектива.

Помимо этого, эксперты анализируют мультики на предмет социальных и культурных стереотипов, актуальных в обществе психологических вопросов и других общественных тенденций. Так что иногда полезно посмотреть их вместе с детьми. Главное, обсуждать их так серьезно только со взрослыми, чтобы окончательно не прослыть занудой.

ФОТО CONT.WS И GORODCHE.RU

Поделиться:




Post a comment