Ветка на «Красный Октябрь» | Тюменский курьерТюменский курьер
X

16+
20 ноября
2018  года
128
(4749)
Ветка на «Красный Октябрь»
 246
№ 68 (3570)
Автор:
Александр Иваненко

В 2003 г. сотрудники газеты «Тюменский курьер» написали книгу о Тюменском деревообделочном комбинате — «Д.О.К.». В ней на стр. 52 есть фраза: «Была построена железнодорожная ветка длиной более пяти километров». Что скрывалось за этими словами, я узнал совсем недавно и хочу рассказать тюменцам. Эта ветка пересекает ул. Ямскую у «Мальвинки», ул. Полевую у «Мебельвилля», Военную, Мельзаводскую, Коммунистическую и другие.

Так выглядит один из крохотных участков ветки «Красного Октября» в 2011-м

«ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО»

И слово это сказал Фриднов, директор лесозавода «Красный Октябрь», расположенного в нынешнем поселке ДОКа (поселок там только формировался), в газете «Красное Знамя» 23 мая 1931 года:

«Красному Октябрю», Шадринской мельнице, электростанции нужен рельсовый путь в 3-3,5 километра. Минимум 300000 руб. экономии — проложить ветку от станции до лесозавода «Красный Октябрь». «Красному Октябрю» это мероприятие даст 200000 руб. экономии в год, примерно до 100000 — электростанции и Шадринской мельнице» (мельница уже давно была национализирована и называлась N 17, но тюменцы даже в газете по привычке называли ее по прежнему владельцу — Шадринской. Городская электростанция до 1960 г. находилась на берегу р. Туры за монастырем — А.И.).

Отовсюду ответ — рельс нет. Однако, продолжает директор, рельсы есть: на станции Тура существуют неиспользуемые запасные пути, на станции Тюмень — тоже. Эти три километра существенно приблизят грузоотправителей к грузополучателям.

В том же номере газеты объявлено, что редколлегия собирает у себя совещание ответственных и заинтересованных лиц города (фамилии названы) по этому вопросу завтра, 24 мая.

25 мая газета сообщила решение совещания: «Дорогу построить надо, этого требуют интересы Большого Урала».

Предложение товарища Фриднова принято горпланом и одобрено начальником дистанции: «Это сделать вполне можно, и также будет выгодно для железной дороги. Необходимо приветствовать и поддержать, помочь провести в жизнь ценное рационализаторское предложение и ветку построить в самом срочном порядке».

Газета разъяснила: «Лесозавод «Красный Октябрь» с производством 120 тыс. кубометров пиломатериалов (4200 вагонов в год) находится на расстоянии около 4 км от железной дороги, так что приходится вывозить пилопродукцию. старым допотопным средством — гужевым транспортом. За последние дни… лесозавод недогружает Магнитстрою по 20 платформ в день».

В это время в Магнитогорске, где шла активная подготовка к пуску первых доменных печей, возникла острая необходимость в пиломатериалах для бетонных и других работ. Горячка была ужасная, ее температура ощущалась и в Тюмени — одном из основных поставщиков лесоматериалов.

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ПО РЕЛЬСАМ ПРОЕХАТЬ

До практического исполнения плана надо было выполнить массу подготовительных работ: осуществить геодезическую съемку ветки более экономным путем, подсчитать объемы земляных работ, потребность в людях, лопатах, кирках и лошадях — ведь тогда не было экскаваторов и кранов, все выполнялось лопатой и киркой под пение «Дубинушки».

Надо было разобрать рельсовые пути, рельсы и шпалы, перевезти на новое место в оперативный склад. Все — вручную и на лошадях, а путь неблизкий.

На пути ветки встретилось заметное болото на месте современной «Мальвинки», его надо было засыпать и дать грунту самоуплотниться. Болотистые грунты были и на территории лесозавода, их тоже надо было засыпать. Предстояло срезать уступ коренного берега Туры между улицами Полевой и Мельзаводской, чтобы железнодорожный путь плавно спускался в пойму реки и завода.

Денег на строительство не было ни у заинтересованных предприятий, ни у железной дороги, ни у города. На городском совещании решили строить ветку методом народной стройки: за счет бесплатного труда на субботниках. Правда, тогда рабочие имели только один выходной — в воскресенье, так что правильнее было бы сказать — за счет воскресников.

Подготовительные работы заняли все лето и начало осени. Стройка затянулась. Газета «Красное Знамя» курировала стройку и торопила ход работ, будоражила общественность.

14 октября 1931 г. «Красное Знамя» вышло с передовицей «Все свободные силы — на прокладку ж.д. ветки!» Газета кратко обрисовала ситуацию на лесозаводе, где скопилось до пятисот платформ пиломатериалов для Магнитстроя и других строек Урала. Продукцией загружены цехи и двор, гужевой транспорт совершенно не справляется, хотя работает круглосуточно.

В заключение сказано: «Между тем призыв ударников о проведении субботников и выходников в жизнь проводится крайне медленно. На стройке работают десятки людей, вместо сотен. Тысячу человек ежедневно в продолжение нескольких дней нужно дать на стройку, чтобы сейчас до заморозков проложить ж.д. ветку. И эти силы должны быть даны, ветка должна быть построена, воля рабочих масс должна быть осуществлена. Все свободные силы, все выходники — на стройку».

14 октября во всех клубах Тюмени прошли торжественные заседания, посвященные пуску первых двух магнитогорских домен -тюменцы к этому важному для страны событию были причастны не только через лесозавод «Красный Октябрь».

Накануне, 12 октября, на ветке провели очередной субботник. «От типографии работал 31 чел. Водники вместо обещанных 30 чел. послали десяток, пламенцы (спичечная фабрика «Пламя» — А.И.) вместо ста человек послали одного. Пламенцы должны исправить свой проступок перед всей рабочей общественностью».

А пока от лесозавода до товарного двора станции Тюмень день и ночь двигались конные обозы с досками. Их грузили на платформы, обвязывали. Дорога с грузом почти на всем пути шла на подъем, разница в высотах между лесозаводом и станицей была около 50 метров. Лошади уставали, выбивались из сил, болели. Для облегчения труда лошадей построили колейную дорогу, чтобы колеса телеги катились не по земле, а по доскам.

20 октября в правом верхнем углу первой страницы газеты в рамке появилось сообщение: «Бьем тревогу! Завкомы срывают стройку жел. дор. До сих пор обещание профорганизаций о стройке ветки к лесозаводу «Кр. Октябрь» не выполнено. За полмесяца вместо 10000 человеко-дней отработано на постройке только 250 дней. В ближайшие же дни завкомы должны этот прорыв перекрыть. Ветка должна быть построена до наступления ненастья».

Галя Безбородова

Пустынно на этих рельсах.
Автор фото: Галя Безбородова

АВРАЛ

Да, затянулась стройка ветки, вошла в глубокую ненастную осень. Август и сентябрь были дождливыми.

21 октября газета сообщила: «Начинается прокладка шпал. Вчера работа по выемке (срезке крутого коренного берега Туры у мельницы — А.И.) в основном закончена. Уже начаты работы по устройству насыпи для полотна. Сегодня начинается прокладка шпал. Не глядя на тихую погоду, необходимо формировать строительство. К годовщине Октября (7 ноября — А.И. ) путь к лесозаводу «Кр. Октябрь» и электростанции должен быть открыт».

На стройке — радость. Газета сообщила 24 октября: «Вчера положены на шпалы первые рельсы ж.д. ветки вокзал — «Красный Октябрь». Целый день работало 50 человек. Остальные 350 рабочих, вышедших на субботник, доканчивали работу по выемке. Необходимо в ближайшую же декаду дать путь составам к лесозаводу «Кр. Октябрь». Это будет сделано, если союзы (профессиональные союзы заводов и других предприятий и учреждений — А.И.) развернут большевистскую массовую работу вокруг стройки и обеспечат 100%-ную явку на субботники».

26 октября газета сообщила: «С 3 по 22 октября предприятия Тюмени путем субботников отработали на постройке ж.д. ветки к заводу «Кр. Октябрь» 594 человеко-дня и вырыли 964 куб. м земли».

Время было трудное: проходила коллективизация. Молодые колхозы еще не научились работать по-новому, потому в 1931 г. случился неурожай. Помогла непогода. Рабочие питались плохо. Ежедневно надо было выполнить план на своей работе, а в воскресенье идти на ветку работать даром. Явка на субботник была низкой.

1 ноября газета вышла с призывами: «Доведем начатое дело до конца! Достроим ж.д. ветку! На массовые субботники!» И сообщила: «Основная работа — прокладка насыпи на ветке. закончена больше, чем наполовину. Следом идет прокладка шпал и рельс. На первом участке пути уже работает паровоз, подвигая балласт и материалы. Остается еще полтора километра самой трудной земляной работы, и постройка ж.д. ветки будет закончена. Нужна рабочая сила. До тысячи рабочих рук надо двинуть сегодня и завтра, чтобы, пока не застыла земля, выполнить основную работу, закончить стройку ветки к октябрьскому празднику. Эти дни должны быть днями массовых субботников на ж.д. ветке.

Решение ударников, рабочих, принятое на заседание революционно-производственного совета о постройке ж.д. ветки к 7 ноября, должно быть доведено до конца.

К 14 годовщине Октября дадим в подарок пятилетке до миллиона рублей — экономию от постройки ветки.»

Окончание следует.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: