Слово о тюменском автобусе | Тюменский курьерТюменский курьер
X

16+
20 ноября
2018  года
128
(4749)
Слово о тюменском автобусе
 208
№ 150 (3652)
Автор:
Александр Иваненко

Автобус прочно вошел в жизнь тюменцев. Настолько прочно, что несколько лет назад победил, казалось бы, более прогрессивный, экологически чистый троллейбус.

Тюмень 50-х годов – по улице Республики в восточном направлении

А ведь была удивительная пора, когда горожане не знали, что такое автобус, ходили пешком из конца в конец крошечной тогда Тюмени, а особо нетерпеливые или спешащие ездили на извозчиках или велосипедах. Только 18 января 1929 г. «горсоветом запрещена езда на лыжах по центральным улицам города», — сообщала окружная газета «Красное знамя». Вот было времечко! По улицам на лыжах!

Вначале была мысль

В конце 1920-х годов наш город являлся центром огромного округа, объединявшего примерно треть территории современной Тюменской области. Одноэтажная деревянная Тюмень привольно расползлась вдоль берегов Туры и вышла за железную дорогу на равнину.

На востоке город кончался возле улицы Холодильной, на западе — у мельницы на реке Бабарынка, на севере — у современных магазинов «Мангазея» и «Панама», на юге — возле улиц Зои Космодемьянской и Рабочей.

В апреле-мае 1928 г. какого-то большого начальника посетила мысль: а не пора ли в окружном центре организовать автобусное движение, так, чтобы граждане быстро и удобно перемещались по городу? И 31 мая того же года в газете «Красное знамя» появилось крошечное сообщение: «Президиум Горсовета поручил коммунальному тресту проработать основательно вопрос о возможности организации в г. Тюмени автобусного движения».

Почти месяц спустя — 26 июня — газета напечатала заметку «Автобусное движение в Тюмени». В ней говорилось: «Вопрос разработан. Автобусное сообщение при разбросанности города на довольно большой территории необходимо. В особенности надо связать такие удаленные от городского центра и друг от друга пункты наиболее публичного движения, как завод «Механик» — Зарека — Затюменка и вокзал с пристанями госпароходств.

С этой задачей в первое время справятся четыре автобуса. Для приобретения автобусов требуется 28000 руб. Эти деньги можно взять из прибылей коммунтреста за текущий год. Вопрос об устройстве автобусного движения будет поставлен на ближайшем очередном заседании президиума Горсовета».

Эх, дороги тюменские

Пока близилось время обсуждения проекта движения автобусов, та же газета то и дело публиковала заметки о состоянии улиц Тюмени, по которым пролягут пути «железных коней».

Например, в номере 30 июня 1928 г. сообщалось: «Уличная грязь в Тюмени везде, не только на немощеных улицах, но даже на улицах с каменными мостовыми. Ишимская (теперь ул. Орджоникидзе — А.И.) и Первомайская улицы находятся в таком же состоянии. Не отличается чистотой и Ленинская улица»…

Рядом автор заметки «Золото» на улицах» задавал вопрос городским властям: «Запрещает ли кто-нибудь возить нечистоты днем, в худых бочках, без крышек?».

Некто «Альфред» 1 июля предостерегал через газету: «Прежде чем приобретать машины, надо исправить дороги… Первым делом нужно обратить внимание на самое важное, как на тормоз автобусного движения, это на дороги… И эти дороги в Тюмени в самом хаотическом состоянии. Взять, например, курсирующий здесь допотопный легковой автомобиль, который приходится пассажирам вытаскивать из выбоин в дороге. Что же получится, если сюда приедут автобусы АМО последнего выпуска? Те, пожалуй, не вытащишь»…

Далее «Альфред» писал о пробеге автобусных шин и износе их в Тюмени, делился опытом введения автобусного движения в Томске и Туле, предлагал учесть опыт других городов, чтобы «тюменскому комунтресту не сесть в калошу, то есть не осрамиться».

Автобус — дело прибыльное

Тощенькое дело, относящееся к организации автобусного движения, нашлось в Тюменском госархиве. Есть решение от 3 июля 1928 г.: «Заслушав доклад комтреста по вопросу введения автобусного движения в г. Тюмени и ознакомившись с ориентировочной эксплуатационной схемой, постановили: поручить комтресту организовать автобусное движение в Тюмени в размерах, предусмотренных сметой, выделив необходимые средства на это дело из прибылей комтреста за 1927/28 год — 28000 руб.»

3 июля 1928 г. и следует считать датой начала организации автобусного движения в г. Тюмени, хотя автобусы пошли по улицам города гораздо позже. Когда точно — пока мне узнать не удалось ни в газете, ни в архиве.

Предполагались две линии движения: первая — исполком (теперь архитектурно-строительный университет) — завод «Механик» (у перекрестка ул. Республики и Мориса Тореза — А.И.) — 2,8 км пути; вторая — железнодорожный вокзал — улицы Первомайская, Садовая (теперь Дзержинского), Тобольская (теперь Комсомольская — А.И.), Ишимская, Пристанская — тоже 2,8 км.

Планировалось на первой линии пустить два 16-местных автобуса марки «фиат», на второй — два 12-местных «форда» (что-то вроде современных маршруток). Стоимость проезда определили в 15 копеек. Выходило, что годовая прибыль от автобусов ожидается в пределах 1825 рублей — неплохая сумма по ценовой шкале конца 1920-х годов.

Автобус АМО 1927-года постройки.

Увязло дело в разговорах

Что случилось при обсуждении вопроса на президиуме горсовета — неизвестно, но 5 июля 1928 г. газета «Красное знамя» сообщила: «Вопрос о целесообразности введения на территории Тюмени автобусного движения в ближайшие дни будет вынесен на обсуждение профсоюзных собраний».

13 июля: «Президиум Горсовета передал профбюро вопрос об автобусном движении в Тюмени для детального обсуждения его на общих собраниях рабочих и служащих».

Газета не написала, были ли такие собрания, и не назвала результатов обсуждения.

6 октября (!), то есть через несколько месяцев, появляется новое сообщение: «Президиумом Горсовета, по ходатайству Окрпрофбюро, создана комиссия по вторичному рассмотрению вопроса о введении в г. Тюмени автобусного движения. Поручено комиссии точно выяснить необходимость и целесообразность введения автобусного движения в Тюмени».

Итак, вопрос об автобусе пошел по второму кругу.

19 октября кто-то, спрятавшийся под псевдонимом Ер-ов, в заметке «Тюмень должна иметь автобус» заявил: «Вопрос, поставленный сейчас на обсуждение, надо считать не преждевременным, а уже давно назревшим». Автор заметки предложил свои маршруты для автобусов и попутно обратил внимание властей на то, что «с открытием линии от Дома Советов явилась бы возможность для отделов ОкрИКа (окружного исполкома — А.И.) и других учреждений ликвидировать имеющихся у них выездных лошадей, которые часто используются нерационально».

К сведению читателей: в 1930-е годы городские и окружные начальники еще не имели персональных автомобилей, их заменяли лошадь с бричкой летом и санным возком зимой плюс кучер. Так что предложение Ер-ова в те годы было равносильно современной идее лишить чиновников персональных авто. Опасное предложение!

Наконец, 21 октября того же 1928-го газета наконец-то обрадовала горожан, мечтающих быстрее добираться на работу и домой: «Автобус в Тюмени будет… Комиссия в принципе высказалась за необходимость введения городского автобусного движения. Намечено, как опыт, пустить с установлением санного пути два автобуса по линии Дом Советов — чугунолитейный завод «Механик». Комиссия решила обратиться в Свердловск, Челябинск, Пермь, чтобы они поделились опытом по автобусному движению у них».

В архивном деле есть заявка в Уралдортранс: «Тюменский Горсовет просит принять заявку на четыре автобуса марки «фомат», включив в план 1929/1930 года» (возможно, «фомат» — это искаженное слово «фиат»? — А.И.).

Есть в архивном деле интересный ответ на письмо шадринцев, задумавших устроить у себя автобусное движение и просивших тюменцев поделиться опытом: «Сообщаем, что данное мероприятие до сих пор находится в стадии изучения и усовершенствования, так как таковое функционирует всего лишь три месяца. Запросите Челябинск». Ответ послан в Шадринск 2.09.1929 г. Выходит, что реально автобус, наконец, двинулся по тюменским улицам в конце мая 1929 года. Год ушел на согласования, обсуждения и прочее.

В архивном деле сохранилась телеграмма от 10 мая 1929 г.: «Тюмень. Горсовет. Уралоблдортрансу выделено 40 автобусов АМО 16-ти местных. Срок исполнения — июнь 1930 г. Получение ввоза заграничных машин не предполагается». На бланке — резолюция: «Ввиду неимения средств от заказа воздержаться», — и неразборчивая подпись.

Продолжение следует.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: