X

Рогатая сага

  • 29.07.11
  • Владислав Крапивин
  • 56 просмотров

Продолжение.

Начало в NN 117-128, 130-134.

На съемочной площадке

Бывало, я сидел в старом дворе на улице Герцена и, устав досадовать на бесконечные проволочки в киношной работе, смотрел сквозь густые клены в небо. И размышлял про «тогда» и «теперь». Среди облаков носились прилетавшие с недалекой Туры чайки. И почти так же высоко ходили над двором стрелы башенных кранов — на углу Герцена и Кирова строился очередной многоэтажный офис. А совсем недавно там стояли два деревянных одноэтажных дома, построенных в позапрошлом веке (говорят, в одном из них жил в свое время известный тюменский архитектор Чакин). Дома были украшены великолепной рельефной резьбой, от которой не отказались бы европейские музеи искусств. Я водил сюда приезжавших в Тюмень гостей, хвастался — вот какая красота у нас сохранилась. Но однажды привел, а там огороженный пустырь… Какая резьба, какая история, какая память души, если нужна площадка для воцарения всемогущего Бизнеса! Все ради их величества Денег (которых почему-то никогда нет для детей).

Глупо отрицать необходимость новостроек и возникновения новых кварталов. Но возводить их такой ценой — это все равно, что соскребать фрески со старинных храмов, чтобы на освободившемся месте разместить рекламу автосервиса…

Впрочем, я отвлекся так же, как в рассуждениях о траве и деревьях. Но хочу еще сказать: хорошо, что остался хотя бы кусок моей родной улицы Герцена — от Кирова до Красина. Пусть он существует подольше. Наверно, не всем жителям этих кварталов нравится обитать в деревянных домиках и во дворах с огородами, хочется цивилизации. Но ведь можно было бы оставить такие места, как заповедник. Допустим, для таких вот киносъемок… Я рад, что город детства сохранится хотя бы на кинокадрах. А может быть, и наяву — по крайней мере, на то время, пока жив я и живы мои ровесники. Город с колокольнями над косыми заборами, с рябинами и кленами, с большим тополем у дома номер тридцать семь на улице Герцена, с высоким репейником, который врагам зелени так и не удалось скосить…

Хочу сказать о репейнике. О растении, которое не менее замечательно и экзотично, чем кактусы и агавы заморских стран. О могучем и непобедимом растении моего детства (и детства многих поколений). Мы часто врубались деревянными мечами в его крепкие чащи, но никогда не смотрели на репейник, как на настоящего врага. Он был товарищем наших игр. Из его лопухастых листьев мастерили мы широкополые шляпы, из его «приставучих» головок лепили медвежат и кукол, этими же головками обстреливали друг друга во время веселых уличных баталий. Серые колючие шарики цеплялись за майки, а иногда застревали в волосах. Мы их с пыхтеньем выцарапывали оттуда, но не обижались на репейник…

В конце лета, когда лопухи становятся пыльными и дырявыми, головки репейника расцветают. Колючки растопыриваются, и в них открываются пунцовые и малиновые сердцевинки, окруженные, как ресницами, торчащими волосками. Приглядитесь — это красиво. Здесь та неброская красота, которая остается в душе, если ты не забыл свое детство. Вернее, сочетание красоты и крепкости, которое есть в настоящих мальчишках и девчонках. И которое я видел во все дни наших киносъемок. И неоднократно наблюдал у детей в разные времена и в разных краях…

У меня даже появилась мысль: будь я президентом, я учредил бы Орден Цветущего Репейника. Специально для мальчиков и девочек, которые в трудные моменты проявляют смелость, терпение и находчивость. Которые всегда хранят верность друзьям и своему ребячьему миру. Это был бы Орден Верности Детству. Я вручал бы его и тем взрослым, которые сохраняют частичку детства в своей душе.

Прежде всего, я наградил бы таким орденом всех ребят, которые принимали участие в съемках «Викингов». За их умение радоваться общему делу, понимать своих героев, побеждать усталость, обиды и слезы, смеяться над трудностями и быть настоящими товарищами. Наградил бы всех — «овражников» и «викингов», храбрый экипаж самодельной «галеры» и Андрейку Лауфера с Артемом Кожевниковым — отважных адъютантов Джонни Воробьева. И участников шумных и многотрудных массовок… И самоотверженных взрослых актеров, и всех волонтеров, и членов киногруппы — тоже. За бескорыстие и преданность детям…

И (простите за нескромность) наградил бы себя — за все переживания во время съемочного процесса.

Актриса Людмила Петрушева исполнила роль Викиной тетушки

Но съемочный процесс закончился, а «постпродакшн» продолжается. Кое-где проводятся «пробные демонстрации», показы фрагментов. Но до полного результата далеко.

Я-то, начиная эти воспоминания, рассчитывал, что премьера состоится в марте 2010 года, а получилось «как всегда».

Какие уж здесь ордена… Впрочем, режиссер пытается что-то делать с фильмом и утверждает, что когда-нибудь картина будет закончена. Дай-то Бог! Я выражаю надежду, что всем участникам — ребятам и взрослым — наградой станет сам этот фильм. Как память о друзьях и увлекательном лете 2010 года… Морозной зимой или слякотной осенью, устав от разных досад и сложностей жизни, они смогут взять диск, сунуть его в проигрыватель и снова окунуться в хлопотную, но радостную жизнь, когда на старинных тюменских улицах кипели приключения и маленький барабанщик Пантелей своим сигналом созывал рогатых воинов на новые приключения. И лето вернется…

НЕСКОЛЬКО СЛОВ «ПОД ЗАВЯЗКУ»

Все-таки хочу еще сказать о взрослых. Об актерах…

Признаться, я не ожидал, что режиссер (в наш прагматический век!) найдет в тюменских театрах артистов, которые согласятся просто так, ради «искусства для искусства», принять участие в «Викингах». В какой-то детской авантюре! Чего ради? Без всякого гонорара, в летнее время, когда отпуска и дачи… Но ведь нашлись! Мало того, пришлось даже проводить конкурс! Воистину славен град Тюмень и чудны люди его…

Теперь, просматривая отснятые кадры, я понимаю, как наивны были мои мысли, что можно, мол, обойтись для исполнения взрослых ролей любителями: мамами и папами юных актеров, педагогами и домохозяйками с окрестных улиц. Профессионалы есть профессионалы. Именно они сделали моих взрослых персонажей такими, какими я описывал их в повести и сценарии.

Молодая актриса Надежда Емельянова так вжилась в роль двоюродной сестрицы главного героя, что приходила на съемки даже тогда, когда не требовалось участия в эпизодах. Будто и правда была родственницей неугомонного Джонни Воробьева, за которым нужен глаз да глаз! И по ходу дела становилась не только актрисой, но и настоящим массовиком-затейником, активным командиром шумной малышовой компании…

Людмила Петрушева — тетушка «этой сумасшедшей девчонки» Вики, измученная страхом за неугомонную племянницу и собственными воображаемыми хворями. Иногда вызывающая смех и досаду, но, в общем-то, весьма симпатичная…

Екатерина Захарова и Андрей Захаренко — интеллигентные и терпеливые родители непоседливого Джонни — как раз такие, какие нужны этому замечательному мальчишке (наверняка, будущему капитану).

А добродушные милиционеры, попивающие пивко у кафе на углу улиц Семакова и Урицкого! С какой искренней симпатией они наблюдают за укрывшимися позади могучих щитов «викингами», ощущая в них собратьев по духу… Этих стражей правопорядка явили зрителям Игорь Кудрявцев и Рустам Измайлов — весьма реалистично и с юмором…

А самая сложная взрослая роль выпала на долю Ирины Ильиничны Тутуловой, актрисы областного драмтеатра. Она играла бабку Наташу, хозяйку козы Липы. По правде говоря, сначала бабка показалась мне излишне сухой и зловредной. Однако потом стало видно, что все-таки она «добрая внутри». Убедительная бабка. И мужественный человек. Когда бестолковая Алиса (то есть Липа) ухитрилась проткнуть ей рогом ладонь, Ирина Ильинична довела последний эпизод до финала. Хотя и сказала при этом несколько энергичных слов — не в адрес козы (с нее какой спрос!), а в адрес помощников режиссера, у которых, конечно же, не оказалось под рукой аптечки. На следующее утро Ирина Ильинична собиралась в отпуск, за границу, и киногруппа виноватыми голосами желала ей скорейшего выздоровления и удачного отпуска…

Ну а теперь самое время сказать о козе. На этой рогатой персоне, по сути дела, строился сюжет фильма. А она, окаянная, такого обстоятельства не понимала…

Нашли козу в деревне Успенка, в тридцати верстах от города. Выпросили у хозяев. Незаменимая Наталья Владимировна Русакова устроила «дживотное» в городе у своих соседей, которые тоже держали коз. У них, кстати, можно было бы найти рогатую особь, требующую гораздо меньше хлопот, но режиссер «купился» на эффектный облик Алисы. Увы, как это часто бывает у особ женского пола, броская внешность не свидетельствовала об интеллекте. Актриса из этой козы оказалась «никакая». Она и в самом деле иногда проявляла требуемую агрессивность, но адресовала ее не «викингам», а тем, кто добивался от нее работы или просто оказывался поближе (случай с бабкой Наташей — один из примеров). Больше всего доставалось Даше Чистяковой — Вике, которой по ходу действия чаще других приходилось иметь дело со зловредным парнокопытным редкой альпийской породы.

Порода породой, а таланта ни на грош. Режиссер утверждает, что именно потому он и решил доделывать драматические эпизоды нападения Липы на монолитный строй «викингов» в компьютерном варианте. На самом деле, у кого там возник дефицит таланта — у козы или режиссера — сейчас уже не разобраться.

По отношению к их оранжевым щитам и к оранжевому цвету Алиса вообще вела себя индифферентно. Мало того! Однажды — видимо, истомившись от жажды, это создание вылакало из ведерка изрядную порцию оранжевой краски. Когда такое дело открылось, киногруппа замерла в шоке. Ждать можно было чего угодно. В худшем случае — даже сказать страшно, а лучшем — что молоко Алисы станет как апельсиновый сок. Впрочем, последнего не очень боялись, потому что от суровой киноактерской жизни Алиса в те дни перестала доиться…

Последствий не было никаких. И все вздохнули с облегчением: ведь, несмотря ни на что, Алису любили. Была она иногда не к месту бодливой, но бывала и ласковой. Подойдет иногда, глянет печальными глазами, потрется мордой… Любила, когда чешут за ухом или скребут бока. Не терпела одиночества, всегда увязывалась за ребятами. Этим порой пользовались для съемок.

Окончание следует.

Поделиться:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта