Сто лет тюменской улице Щербакова | Тюменский курьерТюменский курьер
X

16+
15 ноября
2018  года
126
(4747)
Сто лет тюменской улице Щербакова
 212
№ 206 (3223)
Автор:
Александр Иваненко

Сто лет назад обстановка в Зареке была совсем иная, чем теперь. Там, где от реки Туры начинается улица Щербакова, была переправа (перевоз) через реку.

Галя Безбородова

Раньше здесь был деревянный мост через реку Туру
Автор фото: Галя Безбородова

Существовал в летнее время наплавной мост, по которому через Туру переходил или переезжал всякий, кому надо было в город или Зареку. На левом берегу было две дороги, причем одна — вдоль берега Туры в сторону д. Мысовской — современного Мыса.

Прямой дороги в д. Парфенову не было, так как пойма Туры была сильно заболочена, среди болота плескалось несколько озер. Часть из них образовали… жидкие ядовитые отходы овчинного и кожевенного производства зареченских заводов.

В 1906 г. обнародовали новую аграрную реформу, названную по фамилии ее инициатора и автора «столыпинской». Она предполагала масштабное переселение европейских российских крестьян в Сибирь на вольные земли. Одним таким местом назначили в Тобольской губернии так называемый Тавдинский край — территория современного Нижнетавдинского района. Однако место это было труднодосягаемое из Тюмени. Вроде невелико расстояние — каких-то 40 верст, но этот путь проходил по топкому Тарманскому болоту. Зимой тут сооружали зимник — санную дорогу: клали бревна, хворост, подсыпали землю.

К весне все это поглощала болотная хлябь, и в Тавдинский край добирались и ли по рекам Туре, Тоболу, Тавде, или по суше, через Салаирские юрты, где вдоль границы с Пермской губернией можно было пересечь Тарманское болото и достичь первой деревушки Тавдинского края — Ахманы. А там уже по твердой земле ехать к селу Велижанскому. Объезд имел протяженность 110 верст.

В 1910 г. Переселенческое управление, занимавшееся всеми вопросами переезда крестьян в Сибирь, решало сделать Тавдинский край более досягаемым. В 1911-1912 гг. на средства управления была построена всепогодная дорога через болото. Окончательно сформировалась транспортная магистраль из Тюмени на Север — современный Велижанский тракт.

Галя Безбородова

На перекрестке улиц Большой Заречной и Щербакова
Автор фото: Галя Безбородова

От этой стройки перепало кое-что и Тюмени, центру уезда. Вначале стараниями Переселенческого управления построили прямую улицу — дамбу от перевоза по р. Туре к д. Парфеновой. Еще при царской власти эту улицу называли Мостовой, так как она начиналась от наплавного моста через Туру. С 1966 г. она стала улицей Щербакова. В обиходе тюменцы долго называли ее «Парфеновской дамбой».

Дорога-дамба поднималась на полтора метра над поймой, ее даже не залило высокое наводнение 1914 г. Самый длинный мост на дамбе был через Парфеновскую старицу, он существует и теперь, но уже не деревянный, а железобетонный. Остальные два моста убраны при ремонте в 1950-е годы. Дамба была глинистой, тело ее в непогоду размокало, улица становилась непроезжей.

В сентябре 1937 г. газета «Красное знамя» писала: «До сих пор Мостовая улица в осеннюю пору превращалась в болото. Сейчас на протяжении 260 погонных метров улицы в пределах двух ближних к мосту кварталов уложен бревенчатый настил, покрытый стойкой к непогоде смесью щебня и песка». Дальше, конечно, все осталось без изменений.

Галя Безбородова

Забавная уличная картинка — стул под деревом, который то ли забыли занести в дом, то ли оставили для всех желающих посидеть
Автор фото: Галя Безбородова

В 1953 г. мостодорожная станция N 46 на всем протяжении ул. Мостовой уложила камень, и получилась распространенная в те годы булыжная мостовая. Была такая мостовая и на ул. Республики в свое время. В самом начале ул. Щербакова, у перекрестка с ул. Береговой, летом виден кусок булыжной улицы, где откололся асфальт.

В годы Великой Отечественной войны на Мостовой построили лежневую колейную дорогу: на деревянные шпалы, уложенные через 60-70 см поперек дороги, были прибиты толстые деревянные же плахи там, где катились колеса автомобилей, вывозивших из южно-тавдинских лесов бревна.

Дорогу можно было использовать в любую погоду, на ней не было ухабов и колдобин, меньше изнашивались автомобили. Через несколько километров устроили разъезды, чтобы пропустить встречный поток порожних автомобилей. Тут стояли «махальщики» с флажками, регулируя движение колонн. Эта дорога продолжалась до поселка Караганда, где бревна грузили в автомобили.

Галя Безбородова

На кольце улицы Щербакова, известном многим тюменским автомобилистам.
Автор фото: Галя Безбородова

За прошедшее столетие дамба осела, почти сравнялась с окружающим рельефом, но все же выше него. Когда в 1979 г. случилось небывало высокое половодье, то вода дошла до уровня заасфальтированной улицы и тонким слоем переливалась через нее в районе первого и второго Заречных микрорайонов (первый из них тогда только начал застраиваться).

Теперь улица Щербакова — одна из трех главных магистралей Заречья. Она выводит транспорт прямо на Велижанский тракт, ведущий в Нижнетавдинский район, где автодорогу продолжают строить к реке Конде.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: