Есть такой район — Сараи | Тюменский курьерТюменский курьер
X

16+
15 ноября
2018  года
126
(4747)
Есть такой район — Сараи
 211
№ 49 (2581)
Автор:
Александр Иваненко

Окончание. Начало в NN 47, 48.

Воровская «малина» в Сараях процветала в 1940-е и 1950-е. Мой знакомый, снимавший в пятидесятых угол в этих местах, рассказывал такой случай. В соседнем доме жил горбун Яша, имевший патефон с модными пластинками. Вечером он выносил его на улицу, и на музыку сходилась молодежь Сараев и Кузниц потанцевать. Ровно в 11 вечера Яша выключал музыку со словами: «На сегодня все. Пора на работу».

Молодежь расходилась, а на отдаленном расстоянии крепкие парни встречали тех, у кого была получше одежда, и требовали отдать ее добром, а то отнимут и побьют за сопротивление. Пока молодежь танцевала, Яшины друзья высматривали будущих жертв, а потом преследовали их и обирали. Тогда говорили, что это «фотографы», они снимают с людей пальто и шапки.

на месте, где некогда была россыпь деревянных домишек, теперь просторный двор школы N 89

Однажды сняли пиджак и с моего знакомого. Он общался с Яшей — соседи все же — и рассказал ему о своей беде. Яша повел его в дом, открыл просторный шифоньер, набитый одеждой, и предложил поискать свой пиджак. Его не оказалось. Тогда Яша сказал: «Значит, это не наши сняли, выбирай любой и носи. Если кто узнает, скажи — Яша дал. Отстанут».

Только тогда мой знакомый догадался, на какую работу отправлялся горбун после 11 часов. Яша был главарем, ему приносили другие, неприметные. После все продавалось…

УЛИЦА МАЛЫГИНА

Она отсекает территорию Сараев от другого старинного микрорайона Тюмени — Кузниц, что расположен ближе к ул. Республики. До 1930-х гг. она называлась 5-й Кузнечной. Современное название улица получила в середине 1930-х, когда в Советском Союзе приступили к хозяйственному освоению Севера и Северного морского пути. Тогда и ближние улицы получили названия: Таймырская, Седова, Колымская, Кольский переулок. Не забыли и Степана Гавриловича Малыгина (1702-1764), капитана-командора, известного исследователя Арктики.

В 1711-1717 гг. он учился в Московской «школе математических и навигацких наук», потом служил на флоте гардемарином. В 1733-м молодой офицер написал первое на русском языке руководство по морской навигации. Когда формировалась Вторая Камчатская экспедиция, Малыгина назначили начальником отряда, который должен был обследовать, описать и нанести на карту побережье между устьями рек Печоры и Оби. Эту работу моряки выполнили за навигации 1736-го и 1737-го, прошли на кораблях проливом между полуостровом Ямал и островом Белый (впоследствии его назвали именем Малыгина). В 1741-1748 гг. Степан Гаврилович руководил штурманской школой в Кронштадте, заведовал штурманской ротой, с 1762 г. служил начальником адмиралтейской конторы в Казани.

Именем Малыгина в 1921-м был назван линейный ледокол российского флота, бывший «Соловей Будимирович». Его построили в 1912-м в Англии, он нес ледовую службу в российской Арктике до 1940 г.

Еще десять лет назад улица Малыгина была узкой, ухабистой и грязной до неприличия. Кто отваживался по ней ехать, понимал, что такое килевая качка в северных морях, где служил зна-

менитый моряк. Автомобили обливали грязью из бездонных луж заборы и окна полугнилых домишек постройки 1920-1960-х. Позже деревянное строительство здесь запретили в расчете на предстоящий снос, который задержался на 40 лет.

В ходе реконструкции улицы ее существенно расширили в обе стороны, и стала она вполне современной — этакое «сараевское авеню». Только по ширине у старого дома N 48, где теперь расположен департамент природопользования и экологии, можно представить ее прежние размеры.

Все стены домов на улице Малыгина снизу доверху обвешены вывесками и рекламными щитами многочисленных банков, контор, офисов, магазинов, кафе, среди которых главенствует просторная «Чайхана». Концентрация этих знаков современной цивилизации постепенно убывает в направлении от ул. Мориса Тореза к ул. Холодильной и вглубь Сараев.

«НЬЮ-САРАИ»

Именно так, на «забугорный манер», можно назвать нынешние, совершенно новые Сараи. Здесь все новое, удобное для проживания современного человека. Даже неприлично называть этот вполне респектабельный микрорайон по-старому — Сараями. Ему необходимо иное, достойное название.

А началось все в далекие 1980-е, когда городские власти в очередной раз опять же с большевистской настойчивостью взялись искоренять Сараи — одно из самых криминальных мест почти в центре Тюмени. Бывший институт «Тюменьгражданпроект» разработал план многоэтажной застройки Сараев. К делу приступили в конце 1980-х, но мало что успели сделать. Началась перестройка, потом наступил новый капитализм, и уже частные застройщики воплощали в жизнь несбывшиеся социалистические планы в 1990-е и первые годы XXI века.

Строительство путепровода «Стрела» через железную дорогу в 2006-2009 гг. еще больше способствовало сносу с лица земли самой грязной части Сараев — угла между ул. Мориса Тореза и железной дорогой. К началу 2009-го осталось не более двух десятков деревянных домишек на улицах Строителей, Омской, Попова, да в глубине Сараев в квартале улиц Красных Зорь — Салтыкова-Щедрина — А. Матросова — Горького. Если бы не подъехавший исподволь в Тюмень экономический кризис, эта сараевская рухлядь к 2010-му исчезла бы с карты Тюмени. Но увы… Остались люди с пока несбывшимися надеждами ждать окончания кризиса.

Больше всех досталось бед от реконструкции Сараев жителям домов, оставшихся на улицах Строителей и Омской. Им после нового 2009 г. отключили воду. Дом N 37 по ул. Омской вообще попал в беду: строители отделили его от родных Сараев автомобильным съездом на ул. Запольную. Автомобили здесь идут на уровне крыши.

внизу — пересечение улиц Мориса Тореза и Малыгина

Со стороны ул. Мориса Тореза «Нью-Сараи» обрамлены 12-16-этажными домами нового стиля: на углу ул. Малыгина — Мориса Тореза и 50 лет ВЛКСМ — Попова. За ними — дома более скромные, стены их не ломятся от многочисленных вывесок. Там находится и школа N 89. Ее строили более пяти лет, но зато 1 сентября 2002-го торжественно открыли в присутствии первых лиц области. Это одна из немногих школ Тюмени, построенных из сборного железобетона. Вокруг — тишина и уют, гуляют молодые мамы с младенцами в колясках.

На ул. Шиллера, 47 издавна располагается городская дезинфекционная станция, много лет тщетно пытающаяся хоть немного освободить город от опасных грызунов и комаров в подвалах и домах.

Здесь, где издавна мужчины и женщины украшали друг друга в драках синяками, шрамами, шишками, а себя — сизыми носами от постоянного пьянства, теперь открыты салоны, центры, студии красоты. А на краю Сараев, на ул. Холодильной, есть даже косметическая поликлиника, чтобы навести на любое лицо модный теперь европейский глянец, гламур, сделать своего рода «евроремонт фэйса»…

С тех пор, как в конце 1930-х в Сараях перестали делать кирпич, здесь не стало никакого промышленного производства. Это обычный спальный микрорайон Тюмени.

До 1917-го в Сараях не было ни церкви, ни часовни, ни школы, ни какого-либо другого общественного заведения. При советской власти построили шикарную по тем временам школу (теперь N 2), главный очаг культуры Сараев, но не было ни спортклуба, ни кинозала, ни библиотеки, кроме школьной. Улицы до начала 1980-х гг. не знали, что такое щебень, а тем более — асфальт.

Теперь в Сараях есть почти все, недавно открылись ресторан «Купеческий» и одноименный торговый центр. Есть даже «Еврошкола», где учат иностранным языкам, и «евросадик». Но по-прежнему нет библиотеки и спортзала. Все это — в городе.

Я спрашивал людей: спокойно пи жить теперь в Сараях? Оказалось, почти никто не знает о прежней дурной славе этого места. Говорят: ничего, жить можно, хулиганства не больше, чем в других местах Тюмени.

Однако на заборе у новостройки крупными буквами выведен тюремный лозунг: «Жизнь ворам и смерть с…» Где-то что-то все-таки сохранилось…

Традиция, как в Англии.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: