Воспоминания о первом асфальте | Тюменский курьерТюменский курьер
X

16+
15 ноября
2018  года
126
(4747)
Воспоминания о первом асфальте
 233
№ 132 (2664)
Автор:
Александр Иваненко

Первые асфальтовые тротуары и улицы в России начали строить в 1866 г., конечно же, в столице государства — Санкт-Петербурге.

та самая первая асфальтовая «тропинка» Тюмени (разумеется, не в первозданном виде — кстати, интересно, сколько раз за эти 60 лет ее обновляли?)

До Тюмени асфальтовая цивилизация дошла только в 1949-м. Ровно 60 лет назад в нашем городе, тогда отметившем свою первую пятилетку в ранге областного центра, построили такой завод, где сварили первый асфальт. Завод стоял на краю бывшего кладбища в конце ул. Полевой у железнодорожной ветки на ДОК «Красный Октябрь» — по ней подвозили сюда щебень, битум и прочие материалы. Горожане помнят, что еще пару лет назад тут была огромная стальная емкость для гудрона.

Теперь на месте завода высится торговый центр «Ямская Слобода».

До 1949 г. тротуары в Тюмени если где и были, то только деревянные: на поперечные чураки прибивали толстые доски. В сухую погоду тротуары становились «звонкими» — каждый женский шаг на высоких каблуках вызывал в древесине певучий звук, совсем не такой, как теперь по асфальту. Приехав в Тюмень в 1961-м, я застал еще такие тротуары на многих улицах, кроме центральных.

В начале июля 1949-го в горкоме компартии и горисполкоме (они располагались в доме N 19 по ул. Республики, где теперь академия искусств и культуры) обсуждался политический вопрос: где устроить первый асфальтовый тротуар? Обычно все лучшее вначале делали в доме, где находились власти, и около него. Некоторые считали, что и первый новый тротуар надо проложить тут же, от ул. Кирова до ул. Челюскинцев.

Однако было и другое мнение: в первую очередь надо «оцивилизовать» тротуар там, где растет и учится молодое подрастающее поколение Тюмени: возле крупнейшей тогда в городе средней школы N 1, располагавшейся в доме 17 на ул. Республики между ул. Семакова и ул. Кирова.

Победило именно это мнение, и в июле 1949-го тротуар из нового материала возле школы N 1 построили. Первого сентября ученики шли в школу по необыкновенной дорожке из гладкого асфальта.

Ну а потом дошла очередь и до других улиц. Правда, до некоторых она не дошла и через 60 лет, даже в довольно старых частях города. Цивилизация не везде поспешает.

Наступили 1990-е годы, а с ними пришли и новые веяния в тротуарном строительстве. Кто-то, будучи за границей, увидел, что там многие тротуары покрывают фигурной брусчаткой, изготовленной из искусственного камня. Завезли в Тюмень необходимое оборудование и стали вырабатывать «забугорную» новинку.

Конечно, брусчатка для Тюмени — не новость. Еще с 1893 г. улицы нашего города постепенно покрывались ею от железнодорожного вокзала до речной пристани. Но то была брусчатка из бутового уральского камня, а теперь это материал совсем иного, лучшего качества.

В первые годы брусчатку делали «с душой, на совесть», и она служила долго. На ул. Республики ее первой уложили у входа в сельхозакадемию летом 1999 г. Она до сих пор лежит как новая, на ней совсем мало выбоин, распавшихся элементов.

На тротуаре ул. Республики уложили брусчатку у входа в университет и академию искусств и культуры позже, в «нулевые» годы -в начале XXI века. Эту брусчатку делали кое-как, и возле университета она быстро разрушилась, через пару лет пришлось ее перестилать.

В 2008-м городские власти решили сделать тротуары по ул. Республики полностью из брусчатки, но ставку сделали на естественный уральский камень. Он долговечный, шероховатый и потому не скользкий. Уже второй год брусчатку неспешно укладывают заезжие южане. Изменилась технология укладки, так что новые тротуары будут «вечными».

А участок тротуара на ул. Республики между ул. Семакова и ул. Кирова, где 60 лет назад уложили первый асфальт, до сих пор пока не переоделся в брусчатку. Я предлагаю оставить его асфальтовым, только уложить новый, красивый. А на стене бывшей школы N 1 укрепить мемориальную доску с надписью: «Здесь в июле 1949 г. построен первый в Тюмени асфальтовый тротуар». Это будет еще одна достопримечательность нашего города.

Добавить комментарий

Зарегистрироваться через: