X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Дорога не скажет, что ей плохо

Первый «пробный» снегопад на прошлой неделе показал, что есть проблемы с уборкой проезжей части улиц.

Со среды на четверг количество осадков, выпавших на Тюмень за несколько часов, не превышало предельных величин. Никакой чрезвычайной снежной ситуации, по сводкам тюменского гидромета, не наблюдалось.

Однако, по мнению автомобилистов, промедление в уборке улиц чрезвычайно обострило дорожную обстановку. Ночь как благоприятное время для очистки дорожного полотна была упущена (или использована недостаточно эффективно), а утром большегрузной технике на дорогу не выйти, из-за своей медлительности и габаритов она еще больше осложнила бы ситуацию на дорогах. Пришлось ждать вечера и делать соответствующие выводы.

И прежде всего такой: не оправдала себя ставка, сделанная в прошлом году на чудо-средство «Нордвэй».

Кажущаяся простота в использовании препарата и его быстродействие оказались не совсем такими, как обещали рекламные проспекты. Этот «сыр» получился с некоторой горчинкой, да и по цене выше «эконом-класса». Несмотря на все уверения распространителей и производителей реагента в его безопасности, у многих автомобилистов и пешеходов стали возникать неизбежные вопросы. Горожане, даже не зная истинный состав «Нордвэя», окрестили его просто – «химией». С такой разъедающей способностью противогололедных смесей они еще не встречались. Показатели, конечно, были косвенные – более частые, чем обычно, язвы на лапах домашних собак, белеющая и трескающаяся кожа на обуви, коррозия резины. Подтвердить или опровергнуть прямую взаимосвязь этих явлений с применением «Нордвэя» очень трудно, но задуматься стоит.

«Нордвэй», действительно, является химическим реагентом, и по своему составу, и по способу воздействия на поверхность. Он создан на основе солей уксусной кислоты – ацетата калия. Известно, что реакция взаимодействия ацетатов с водой во всех ее агрегатных состояниях является экзотермической, то есть протекает с выделением тепла.

Эти свойства вещества химики решили использовать для борьбы с антигололедными явлениями. И прежде всего там, где обледенение полотна грозит миллионными убытками – на взлетнопосадочных полосах аэродромов. Но потом использование этого реагента перешло «летные» границы и вышло далеко за пределы аэропортов.

По оценке экологических экспертиз, эта химия совершенно безопасна «для человека, системы подземных вод, животных и растений». Реагенту «Нордвэй» Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации материалов и веществ Госстандарта России присвоен низший, 4-й класс опасности как продукту малоопасному.

Более того, производители утверждают, что этот реагент – по сути, пищевая добавка (!), и его использование даже улучшает экологическую обстановку. И в качестве «козырного аргумента» выдвигают тот факт, что «Нордвэй» разрешено использовать даже вблизи нерестовых рек, поскольку он не создает проблему нехватки кислорода для водных организмов.

Солидные экологические экспертизы не вызывают никакого сомнения на бумаге, но на практике создается впечатление, что они чего-то не договаривают. Например, бесспорно, что взлетно-посадочное полотно по своей структуре значительно отличается от обычного дорожного полотна. И если реагент не разрушает первого, не значит, что не влияет на второе. Кстати, согласно экспертизе, проведенной в 2006 году научно-исследовательским институтом «Аэропроект», «Нордвэй» дважды был признан «не соответствующим ОСТу», исключающему «разрушающее воздействие реагентов на материалы аэродромных покрытий и материалы, применяемые в самолетостроении и наземной авиационной технике». Значит, все-таки вопросы коррозионного воздействия «Нордвэя» имеются.

Согласно «легенде», ацетаты обладают особой цепкостью. Их не соскребешь с обработанной поверхности простой механической очисткой в течение четырех суток. Для чудо-препарата это, безусловно, плюс. Один раз нанес – и полнедели свободен. Только вряд ли все так однозначно.

Непонятен ответ на вопрос: «Так ли необходимо нашим дорогам такое кардинальное средство?» Нагрузка на них несравнима с взлетной полосой, а отвалы в виде каши растопленного снега убираются намного сложнее. Их не сдвинешь просто так на обочину, как в аэропорту.

Кроме того, и машины, в отличие от самолетов, почти все на зимний период «обуваются» в шипованную резину. В таком плотном сцеплении с «землей», как у авиационной техники, у них нет необходимости. Главное – под колесами бы ничего не мешалось, не образовывались бы накаты.

Два года применения «Нордвэя» в Тюмени показали, что более всего он оправдывает себя при обработке таких объектов, как путепроводы и мосты. Здесь его цепкость и быстродействие оказываются незаминимыми.

Поэтому, по словам директора городского департамента по строительству Олега Тимошенко, на ближайший год применение «Нордвэя» на городских улицах, скорей всего, будет ограничено именно этими объектами. Во всех других случаях будут использоваться проверенные временем противогололедные солевые и песчаные смеси. Конечно, и у них есть свои минусы, но их можно свести к минимуму, если всем подрядным организациям, занимающимся уборкой улиц, по словам Тимошенко, затянуть потуже пояса и оптимизировать свою работу.

Кризис не должен менять лицо нашего города. Марку одного из самых благоустроенных городов России надо держать, во что бы то ни стало. И подтверждать это высокое звание не только летом, но и зимой. Чистыми дорогами, в том числе.

***
фото: техника вышла на борьбу со снегом.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта