X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Тайны ветвистого древа

Приключения, которые неожиданно для меня и моих родственников открыли много нового для нашего поколения, начались с попытки нарисовать генеалогическое древо.

На листе ватмана я, как водится, написала имена ближайших родственников, и постепенно стали вырисовываться две ветви — Пекшевых по отцовской линии и Грикиных по материнской. Крона нашего древа оказалась настолько раскидистой, что одного ватмана уже не хватило, пришлось соединить два, для каждой фамилии — свой.

Информации становилось все больше, главным образом благодаря моей тете Наталье, которая очень увлеклась историей ветви Пекшевых. Она связалась с родственниками в Ишиме, со старожилами села Равнец, что находится в том же районе, и выяснились интересные факты.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАШЕЙ ФАМИЛИИ

По одной из версий, Пемкша — это деревня в Петушинском районе Владимирской области. По рассказам Дмитрия Захаровича, моего двоюродного деда, из Центральной России, после отмены крепостного права, в Сибирь самоходами приехали два брата Пекшевых, одним из которых был его дед, и два брата Пекшиных. Поселились они в селе Равнец, под Ишимом, как и многие другие переселенцы из Харьковской, Воронежской, Херсонской губерний.

Также мы узнали, что прабабушка Мария Пекшева (в девичестве) вышла замуж за Егора Пекшева (ранее его фамилия была Ефремов, он был усыновлен Пекшевыми). По рассказам Марии Викторовны, родители ее были иконописцами из Владимирской губернии, добирались до Сибири на конных подводах, ехали около года, а может, и больше, ей самой тогда было лет шесть. По дороге они распродали почти все иконы. По приезду в Омскую губернию обосновались в Равнеце.

А с прадедушкиной линией у нас никак не выстраивается ясная картина. Стариков, кто мог бы помнить, уже не стало. И поэтому осталась одна версия: Егор пришел в Равнец, чтобы наняться на работу. Почему его усыновили прапрадед Сергей и прапрабабка Фиона, теперь неизвестно.

Когда генеалогическое древо Пекшевых выстроилось в том виде, в каком оно есть сейчас, то оказалось, что нас много и что больше информации о родственниках не найдено. Ясно лишь, что в Равнеце было четыре-пять ветвей Пекшевых, не связанных узами прямого родства.

ЗАЩИЩАВШИЕ РОДИНУ

Тетя Наталья рассказывает:

«Мои двоюродные братья, заинтересовавшись историей семьи, искали, где захоронены дедушка и дядя, погибшие в Великую Отечественную войну. Нашлись данные о дяде, Григории Егоровиче Пекшеве: сапер, ефрейтор, он прошел всю войну и, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 12 февраля 1945 года в Венгрии в поселке Гос».

Через архивы нашли, что дедушка, Егор Пекшев, воевал в 384-й стрелковой дивизии, погиб в боях в районе Демянск — Старая Русса. Зимой сорок второго года войска этого фронта окружили в районе Демянска 16-ю немецкую армию.

По информации, найденной Натальей, практически все участники боев погибли в 1942-м и покоятся в братских могилах в Парфинском и Старорусском районах Новгородской области. Весной этого года Наталья побывала на братской могиле Егора Пекшева в деревне Конюхово. По приезду она рассказала:

— Деревня Конюхово оказалась в пределах наступления 11-й ударной армии Северо-Западного фронта. В ходе операции по окружению и уничтожению 16-й немецкой армии в так называемый «демянский котел» тогда попало около ста тысяч гитлеровцев. Но и наши войска несли страшные потери: было убито сорок три тысячи человек, более тридцати шести деревень Парфинского района стерты с лица земли.

По рассказам жителей района, после освобождения этих мест от фашистов было множество одиночных и братских могил. Часть из них — на кладбищах в поселках Ясная Поляна и Парфино. Но тысячи погибших остались в блиндажах, воронках и просто в лесах. Все вокруг было заминировано, вплоть до середины 60-х годов велось разминирование. До сих пор поисковые отряды находят останки погибших в годы войны и хоронят их. Хочу сказать много добрых слов в адрес главы администрации Парфинского района Константина Большакова, который, не имея никакой финансовой поддержки, умудряется содержать в идеальном состоянии территорию братского кладбища. А также он очень гостеприимен.

Так, совместными усилиями выстраивая генеалогическое древо, рассматривая старые фотографии и вглядываясь в родные, не всегда знакомые лица, делясь воспоминаниями и сопоставляя факты, мы начали изучать историю семьи и в какой-то мере почувствовали себя детективами. Уверена, в летописи нашего рода еще много непрочитанных страниц, может быть, даже тайн — и крона генеалогического древа будет со временем все пышнее.

***
фото: Мария Пекшева;В деревне Конюхово (в центре — Наталья Пекшева)

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта