X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Англичанин на Тавде

В середине XIX века в Россию из Англии (по некоторым сведениям из Шотландии) перебирается предприимчивая семья Джероба (Роберта) Вардроппера (или Вардропперта) — попытать счастья на предпринимательской стезе, что и удается.

В последней четверти века эта фамилия становится заметной в промышленных кругах Урала и Западной Сибири. В 1868 году братья Вардропперы основали в Тюмени судостроительное предприятие, ставшее одним из крупнейших в Зауралье. Здесь же англичане прослыли меценатами: известно, например, что они многие годы были жертвователями местному краеведческому музею, много помогали проезжающим через Тюмень научным экспедициям и т.п.

В конце 1880-х годов Вардропперы заводят в деревне Жиряковой, что на правом берегу Тавды в Антроповской волости Тюменского уезда, судостроительную верфь. Здесь строили деревянные баржи, брандвахты, корчеподъемники. Из-за применения в качестве шпангоутов (ребер жесткости) специально заготовленных в лесу стволов ели с отходящими под прямым углом корнями — «кокорами», такое судостроение именовалось кокорным.

Жиряковская верфь просуществовала три с лишним десятилетия, выпуская в год до восьми-десяти судов общей грузоподъемностью около пяти тысяч тонн. Непосредственное руководство верфью осуществлял уже внук первого Вардроппера Альфред. Кроме верфи тюменским англичанам принадлежали здесь паровая лесопилка, торговая лавка, мельница. Предприятие закрылось в 1920-х годах, передав эстафету Тавдинской судоверфи.

Следы самого предпринимателя затерялись в бурную эпоху, казалось — навсегда. А ведь интересно было бы узнать, как сложилась дальнейшая судьба выходца из «туманного» Альбиона. В моих краеведческих изысканиях такое намерение присутствовало, но ничего более, чем скудные вышеприведенные сведения, раздобыть не удавалось.

Правда, лет десять назад появилась у меня старая фотография улицы деревни Жиряково, на которой хорошо выделялся деревянный двухэтажный дом с вывеской, которую при увеличении можно было прочесть: «Торговая лавка Вардроппера».

В феврале 2001 года к автору обратилась юная тавдинка Светлана Зенг:

— Вам что-то говорит фамилия Вардроппер?

— Да, это владелец Жиряковской судоверфи, что когда-то была на Тавде. А вам почему это имя знакомо?

— Я прочитала вашу книжку о Тавде, там упоминается Вардроппер, а это мой прадедушка!.. Я бы хотела рассказать о нем.

Так неожиданно я прикоснулся к судьбе одного из зачинателей промышленного освоения Тавдинского края. Через Светлану я познакомился с другими потомками Вардроппера и благодаря их рассказам, к сожалению — скудным, не всегда совпадающим по фактам и датам, удалось восстановить, пусть пунктирно, жизненные коллизии «тавдинского» Вардроппера.

Альфред родился в Тюмени около 1880 года в семье одного из известных к тому времени братьев-промышленников. Был младшим из сыновей Якоба (Джеймса), в свою очередь сына Джероба (Роберта) Вардроппера. Один из братьев — кажется Альберт (Арчибальд?) якобы погиб в молодости от удара лошади.

Еще задолго до Первой мировой войны по разным причинам дела Вардропперов несколько расстроились, но молодому Альфреду досталась в управление судоверфь в Жиряково. Незадолго перед тем он женился вторым браком (первая супруга, кажется, рано умерла) на Анисье Степановне Черепановой, бывшей то ли воспитанницей в семье, то ли горничной в их доме. Скорее всего, Анисья Черепанова была уроженкой Антроповской волости, где эта фамилия тогда была распространена, как и в самой деревне Жиряково. От первого брака осталось три дочери: старшая Мария, родившаяся где-то в 1903 году, оставшаяся бездетной, но воспитавшая приемного сына; младшая Елена жила на Дальнем Востоке, воспитала двух сыновей и три дочери.

Фото из архива Валерия Ермолаева

Средняя Ефросинья (1909 — 1979) — имела двоих сыновей Геннадия и Олега от первого брака с Чилимовым, погибшим на войне, и сына Михаила от второго брака с сосланным немцем Михаилом Робертовичем Фиттерером.

От нового брака с Анисьей Степановной у Альфреда Вардроппера родились дочь Александра (в 1918 году) и сын Яков (в 1922 году). Дети по каким-то причинам носили фамилию матери — Черепановы, и отчество их было на русский лад — Федоровичи. Яков Черепанов прошел войну, фашистский плен, работал главным инженером Тавдинского механического завода, имел двух дочерей, уехал из Тавды в Одессу, но в 1990-е годы приезжал на юбилей предприятия в Тавду. Теперь его в живых уже нет.

Александра вышла замуж за тавдинца Михаила Васькова, вырастила троих детей, умерла в возрасте 77 лет в 1995 году. В Тавде живут ее старший сын Юрий, у которого две дочери; второй сын Аркадий и дочь Валентина Михайловна Тимофеева (учитель, у нее сын Евгений и дочь Ирина). Младший Васьков — Аркадий и есть отец моей неожиданной знакомой Светланы Зенг.

И Светлана о прадеде, и Валентина Михайловна Тимофеева о деде соответственно, рассказывали лишь то, что знали со слов уже ушедших из жизни старших родственников. К счастью, у Светланы сохранились две фотографии: портрет самого Альфреда Вардроппера и групповой снимок: его жена Анисья Степановна со старшими дочерьми Марией и Ефросиньей.

… После национализации судоверфи семья Вардропперов-Черепановых жила какое-то время в Жиряково, затем в Тавде, в небольшом домике на пристани. Как подданный Великобритании, Вардроппер получал с исторической родины пенсию. Был он среднего роста, худощав, хорошо образован, умен, говорил на четырех языках: русском, английском, немецком и, кажется, французском. В последние годы жизни с ним часто случались нервные срывы, он стал пить горькую, оглох… Неудивительно, если вспомнить социальное происхождение и время — тридцатые страшные годы! Не тут ли одна из тайн, окутывающая этого человека — причина, по которой все дети носили фамилию матери?

Умер Вардроппер в 1939 году, похоронен на давно закрытом кладбище, что располагается между городом и поселком Фабрика. Жена его Анисья Степановна скончалась от рака в 1958 году; родствен н ики утверждают, что была не очень старой. … Над могилой тавдинского англичанина был установлен православный крест, который, скорее всего, давно упал, как большинство на этом заброшенном погосте.

На этом заканчивался мой первый очерк об А. Вардроппере, опубликованный журналом «Веси» в 2003 году. Шло время, но ничего нового по теме Жиряковской верфи у меня не прибавлялось, пока в 2006 году не посчастливилось познакомиться с известным тюменским ученым и историком техники Виктором Ефимовичем Копыловым, с его уникальным трудом «Окрик памяти: История Тюменского края глазами инженера».

Во всех его пяти книгах, вышедших на сегодняшний день, есть страницы, посвященные Вардропперам. Виктор Ефимович смог установить связи с потомками Вардропперов, проживающих в Англии и в России, — в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Они в своих письмах называют тюменского профессора «сибирским экспертом по Вардропперам».

Книга Копылова помогает прояснить и деятельность Вардропперов на реке Тавде. На Жиряковской судоверфи, основанной в 1888 году на берегу полноводной реки, строили деревянные судовые корпуса и баржи. Деревня Жирякова давала в избытке рабочую силу, окрестные сосновые боры — качественную древесину. Верфь была оборудована на современный лад, располагала литейным цехом, кузницей, паровой машиной, лесопилкой и даже мукомольной вальцовой мельницей. Все вкупе позволяло выпускать добротные речные суда, более дешевые, чем на верфях в Тюмени.

Что же касается судьбы героя очерка Альфреда Яковлевича Вардроппера, непосредственно управлявшего Тавдинской судоверфью, то последняя — пятая — книга Копылова добавляла лишь краткое сведение о его участии в экспедициях на Обской Север. Возможно, продолжения очерка «Англичанин на Тавде» и не последовало, если бы не. Впрочем, все по порядку.

Продолжение следует.

***
фото: Лавка Вардроппера в Жиряково;Альфред Вардроппер.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта