X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Домовые аксессуары из дерева

Резные наличники деревянных домов XIX-начала XX веков.

Есть у старых деревянных домов особенность. Называется — характер. Одни дома грустные и мрачные, другие основательные и прочные, третьи узорчатые и веселые. Теперь таких домов — с лицами, с глазами — уже не строят.

Жаль, но чудесные резные фасады, двери, ворота, наличники и ставни постепенно уходят из Тюмени, уступая место современной жилой застройке. Не мудрено, что влюбленные в особенную тюменскую деревянную резьбу горожане спешат нарисовать, сфотографировать, одним словом, запечатлеть эти уходящие в историю завитки наличников, ставен, балясин, венцов, коньков, дверей. В первую очередь, речь, конечно, о наличниках, тех самых обрамлениях глаз-окон, которыми старинные дома смотрят на проезжую часть, пролетающие мимо автомобили, пробегающих людей.

Тюменское деревянное зодчество считается уникальным явлением в российской культуре. Домовая резьба нашего города отличается сочностью и плотностью объема при относительной простоте самого здания. В застройке прослеживаются корни древних приемов и форм, традиций, рожденных длительным опытом жизни в суровых условиях.

Специфика декора тюменских зданий состоит в накладной объемной резьбе наличников окон. С помощью своих «глаз» дом связан с окружающим его миром. Иногда наличники одного дома отличаются друг от друга: на главном фасаде — самые красивые, на боковом — скромнее, а на дворовом — простые, с меньшим количеством резных деталей.

Галя Безбородова

К слову, в начале XIX века построить дом, богато украшенный резьбой, могли позволить себе лишь люди состоятельные. Просто потому, что работа искусных резчиков стоила дорого и составляла четверть стоимости всего дома, а то и больше. И это притом, что кружев и вуалей тюменские дома не носят. Вместо пропильной (или прорезной) резьбы у нас преобладает глухая и накладная. Тюменская резьба «немногословна», спокойные композиции наличников с сочно вырезанными деталями оставляют впечатление цельности и соответствия месту расположения. Они как бы укрепляют постройку, делая ее торжественной и вместе с тем строгой и стройной.

Резчики прошлого точно знали, какой материал необходим для наличников — толстая свежая доска. В ней они принимались делать углубления, пока не проступал рельефный рисунок, высота которого колеблется от одного до двух сантиметров. Края его либо остаются острыми, под прямым углом к фону, либо округло моделируются. Глухой резьбой в Тюмени обычно украшались одноэтажные и двухэтажные здания.

Глухая, или плоскорельефная, резьба по времени происхождения — самая старая. Ею испокон веков покрывали бытовые предметы, а в XIX веке она прочно заняла место на карнизах и на наличниках домов. Особенностью объемной резьбы можно назвать наличие «пустого поля» — мест на наличнике, совершенно не заполненных резьбой или рисунком. Если наличник выполняется в технике пропильной резьбы — таких мест нет и быть не может, поэтому наличник получается более легким и воздушным. Здесь же он наоборот — тяжелый, доминирующий над остальной стеной.

Галя Безбородова

Пройдите по городу: вот они, красавцы, настоящие деревянные тюменские наличники! Обильно украшенные навершия и нижняя часть плюс строгие и лаконичные боковые колонны. Облупившаяся краска, сколотые уголки завитков, но при этом сибирская важность и основательность.

Встретятся и исключения из правил — более поздние представители, искусствоведы называют их «молодыми». Их легко узнать по отсутствию завитков растительного орнамента и свежей краске.

Тюменские деревянные дома стоит показывать и гостям города, и даже друг другу. Сколько удивления будет у некоторых людей, которые считают, что сруб — это три окошка и шесть на шесть метров. Тюменские дома втрое и даже впятеро больше вышеназванных размеров. А иногда встречаются и деревянные дома в 150 квадратных метров. Не говоря уже о деревянной домовой резьбе.

Глядя на изысканное многообразие деревянных наличников, не только любуешься плавными линиями прихотливых растительных узоров и строгими, четкими очертаниями геометрических рисунков, но и удивляешься мастерству, фантазии и утонченному вкусу наших мастеров, сумевших воплотить в жизнь такую красоту.

При подготовке очерка использованы материалы книги Нелли Шайхтдиновой «Деревянная резьба Тюмени» и «Аннотированного перечня объектов культурного наследия (ОКН) Тюмени».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта