X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

На сцене — кукольные полкИ

— Вы только не подумайте, что мы недовольны, -ненадолго отвлекаясь от куклы волшебницы Гингемы, говорит Марина Митина, бутафор театра кукол. — Работы у нас сейчас очень много. Но это и хорошо/

К новому спектаклю «Волшебник Изумрудного города», который ставит главный режиссер театра Сергей Грязнов, бутафоры должны создать более четырех десятков кукол. В театре даже шутят: «У Грязнова на сцене всегда — кукольные полкИ».

Пока эти полки частично висят на крючках по стенам бутафорского цеха (как в кабинете Карабаса-Барабаса, честное слово), частично участвуют в репетиции, что идет в холле театра, а частично прописались в кабинете главного художника театра Сергея Перепелкина, который расписывает их лица и морды. Морды — это у летучих обезьян, львов и прочих представителей сказочной фауны.

Гингема в руках Марины Митиной выглядит как классическая колдунья, вполне Баба Яга — и нос крючком, и патлы седые. Разве что остроконечная шляпа с широкими полями намекает, что это не сама русская Яга, а ее коллега. Марина ловко управляется с куклой, расправляет черную мантию, двигает руками. Она хоть и не кукловод, но знает кукольных персонажей не хуже актеров, потому что подолгу не выпускает их из рук. Иной раз куклу приходится переделывать.

— Мы с Элли помучились, — рассказывает Марина Митина. — Эскиз, нарисованный художником, у нас есть, но никак не могли подобрать ткань нужного цвета и фактуры. Элли у нас все в какие-то несочетаемые цвета одета была…

Марина говорит, что новому бутафору Маше Цыганковой пока сложнее, чем другим. Кажется, у нее уже в глазах рябит от цветовой гаммы нарядов жевунов (если кто-то не помнит, жевуны — это мирный народец из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города», населяющий Голубую страну). Художнику и завхозу то и дело приходится ехать в магазин тканей, что-то докупать, потому что деталей у одежды персонажей хоть отбавляй.

На столе бутафора Светланы Бажко высится белая остроносая, не раскрашенная еще голова Железного Дровосека. Ее, правда, скорее всего, в дело не пустят — что-то с ней не так, не годится. А вообще, многие персонажи сказки представлены сразу двумя-тремя куклами: с разными выражениями на лицах, в разных одежках. Некоторые из них пока на той стадии работы, когда совершенно не ясно, что это такое будет.

Катя Христозова

Например, кучкой сваленные на столе тельца из поролона — это будущая стая ворон. Или вырезанная из плотного пенопласта голова клоуна, похожего на клоуна Красти из американского мультсериала «Симпсоны», кажется, совсем не из сказки про девочку Элли.

Ан нет. По задумке режиссера Грязнова весь спектакль выдержан в стиле хиппи, а потому и одежда у персонажей такая многоцветная, и девочка Элли с мамой и папой живут в разукрашенном хиппи-автобусе (именно его, кстати, и унесет ураганом). А прототипом Гудви на стал Элви с Пресли . Словом, сказка известная, а подходы к ней у театра кукол свои, новые.

— Мы обязательно ходим на премьеру каждого спектакля, — рассказывает Марина Митина. -Надо же посмотреть, как наша работа выглядит на сцене. А выглядит она иначе, чем здесь, в цехе. Свет, звук, актерская игра делают свое дело. Смотришь на кукол уже не как на дело своих рук, а как на готовый продукт, отдельный от тебя.

— А клейстер вы не сварили? — раздается в бутафорском цехе голос главного художника Сергея Перепелкина, и появляется он сам с руками, полными летучих обезьян.

— Обижаете, Сергей Михайлович! Сварили! -хором отвечают бутафоры.

И все — отвлекаться на разговоры больше некогда. Надо продемонстрировать художнику готовых кукол, надо самим посмотреть, как Сергей Михайлович расписал лицо отца Элли, надо обсудить наряды второстепенных персонажей. Работы еще много, надо все успеть к середине декабря, к премьере.

Катя Христозова

… Актер театра Алексей Усов, которого мы ловим на выходе, тянет за руку сына Яна и торопится на репетицию. На вопрос о том, какая роль ему досталась в новой постановке, начинает было перечислять:

— Летучие обезьяны, львы… да что там, полно у меня персонажей, как всегда. Вы и сами знаете, как у нас бывает!

И правда. Если заглянуть за ширму во время репетиции или спектакля, то сразу удивишься, как минимум, двум вещам. Во-первых, чудно, как в не слишком просторном пространстве актеры умудряются не толкаться лбами и не натыкаться на декорации. Актер Антон Нестеренко как-то сказал об этом: «Пару раз в темноте хорошенько стукнешься обо что-нибудь и тут же научишься передвигаться аккуратно!» Во-вторых, кажется, что у каждого из актеров не по две руки, как у всех людей. Этакие Шивы многорукие: в двух -главная кукла-персонаж, еще в одной — трость от какого-нибудь облака, еще одна успевает перекатывать по сцене декорации. Где уж тут говорить о точном распределении ролей.

Впрочем, исполнительница самой главной роли в «Волшебнике Изумрудного города» все же есть — Надежда Черемнова. Надя не так давно вышла на работу из отпуска по уходу за ребенком, девочка Элли — одна из первых ее больших ролей после перерыва, так что мы очень ждем возвращения актрисы.

Катя Христозова

… Вообще-то, лично мне очень хочется, чтобы у «Волшебника Изумрудного города» в театре кукол со временем родилось продолжение. То самое, про столяра Урфина Джюса и его деревянных солдат. Очень уж хочется увидеть и филина Гуамоколатокинта, и медведя Топотуна, и всех, всех, всех любимых героев. И, кстати, тогда можно будет с полным правом сказать: «На сцене полки!» Деревянных солдат, разумеется.

***
фото: Марина Митина ловко управляется с куклой Гингемы;Художник Сергей Перепелкин;Светлана Бажко за работой;Охрана дворца Гудвина пока висит на крючке.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта