X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Выход — в море

Контр-адмирал Сергей Попов, заместитель командующего Балтийским флотом

Разговор с контр-адмиралом Сергеем Борисовичем Поповым сначала производит на вас впечатление спокойной домашней беседы. Флотоводец говорит мягко, рассудительно…

Но когда он поднимается на борт, вы понимаете, что огромная масса смертоносной стали, вся логика жизни колоссального механизма корабля подчинена именно этому добродушному человеку, в каждом движении которого теперь чувствуется неизвестная вам мощь.

Сергей Попов родился 27 июня 1962 года в Иркутске. Окончил Калининградское высшее военно-морское училище. Вся его служба связана с северными морями. Здесь он прошел путь от командира группы ракетно-артиллерийской боевой части большого противолодочного корабля «Смышленый» до командира тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков». После учебы в Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил РФ Сергей Попов служил в должности начальника организационно-мобилизационного управления штаба Северного флота. В 2010 году он стал командиром дивизии ракетных кораблей Северного флота, затем возглавил Балтийскую военно-морскую базу. Теперь контр-адмирал Сергей Попов -заместитель командующего Балтийским флотом.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, имеет награды за успешное руководство корабельной авианосной группой, которая выполняла задачи в районах Северо-Восточной Атлантики и Средиземного моря.

Вот что говорит контр-адмирал о море, кораблях, капитанах, дисциплине, глупости и достатке.

О МОРЕ

Одно из самых главных знаний о море, секрет его силы состоит в том, что в море нет тупика. И чем дольше ты бываешь в море, тем яснее понимаешь, что все безвыходные ситуации существуют, быть может, только в твоей голове. А у моря на все найдется ответ — оно сплачивает людей, помогает им.

Это сила, которая не может не привлекать. Я родился в Иркутске, вырос в Калуге — далековато от моря. Но я всегда думал о нем: мужчина, воин, защитник и стихия — какие могли быть варианты? И я с каждым годом убеждался, что мне удалось угадать свою судьбу.

То, что сухопутные люди называют морской романтикой, для нас напряженная работа. Особенно сложная в первый и в последний месяцы похода. Сначала наслаждаешься морем, отвыкаешь от берега. А когда корабельное однообразие приедается, снова мечтаешь о береге. Там начинаешь различать запахи, слышать птиц, видеть новых людей… Но через какое-то время море снова зовет тебя. Потому что в нем нет тупика.

О КОРАБЛЯХ

Нелюбимых кораблей не бывает. Это огромные сложные организмы. Железо и люди — одно целое. Когда ты впервые чувствуешь, что эта махина, эта мощь движется и подчиняется твоей воле -испытываешь восторг. Конечно, какие-то корабли запоминаются больше других. Например, я очень люблю большой противолодочный корабль «Смышленый». Это, можно сказать, первая моя любовь, я прослужил там семь лет. Яркие впечатления остались от крейсера «Адмирал Ушаков», где я впервые стал командиром, от крейсера «Петр Великий», в испытаниях которого я принимал непосредственное участие, и, конечно, от авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», на котором посчастливилось решать задачи боевой службы в Средиземном море.

О КОМАНДИРАХ КОРАБЛЕЙ

Большинство может стать моряками. А командиры — наоборот, это редкие, штучные люди, которые без моря не могут жить. И дело не только в умении вовремя скомандовать «право руля». Это особое мышление, целеустремленность, профессионализм, воля, человеколюбие, терпимость и чувство справедливости. Когда все это сочетается в одном человеке, вы понимаете: перед вами командир.

Многие из них оставили яркий след не только на флоте, но и в истории, например, адмирал Федор Федорович Ушаков. Этот флотоводец одержал более 40 побед — во всех сражениях, которые ему приготовила судьба. Я не принижаю достоинств других наших великих флотоводцев, но Ушаков -человек особой судьбы. Он много раз был обижен страной, но при этом все сделал для нее, для ее пользы и славы. Когда началась война 1812 года, все свое имущество он передал государству, армии. А дом его, в конце концов, сгорел, ничего его потомкам не осталось.

Татьяна Либерман

О ТРАДИЦИЯХ

Каждый знает: флот — это традиции. С одной стороны, вы все-таки имеете дело со стихией, а с другой — с людьми в замкнутом пространстве. Есть сугубо морские традиции: еще при спуске корабля на воду ему назначается «мама» — сотрудница верфи. Это она разбивает о борт бутылку шампанского.

Отдание воинского приветствия при подъеме на борт, подъем военно-морского флага, особая форма одежды. Обращение друг к другу не по званию, а по имени-отчеству. Нельзя собираться на берег, пока не пришли в базу. Место командира — святое, на него никто не может кроме него садиться. Остались еще приметы со времен парусного флота, но большинство из нас к ним сегодня не слишком серьезно относится. Говорят, нельзя выходить в море в понедельник, но ходим же. Стучишь по стакану ложкой — к неприятностям… Лично мне кажется очень уважительной старая традиция русского флота, когда в сложной ситуации выбора — вступать в бой или уклониться? — принято было собираться в кают-компании и выслушивать не только многоопытных командиров, но и младших офицеров. Решение, понятно, принимал командир, но ни у кого из членов экипажа оно сомнений не вызывало.

О КОРАБЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Я сторонник жесткой корабельной дисциплины, потому что она помогает видеть сквозь стены. В пехоте построил всех и рассматривай, а на корабле невозможно, да и не нужно видеть весь экипаж. Дисциплина помогает знать, кто, где, когда и чем занимается. Как ни парадоксально, дисциплина — это огромное облегчение. На корабле у вас отпадает необходимость в ненужных усилиях. Каждое ваше действие приобретает смысл.

Строгость необходима для того, чтобы довести до конца принятое решение. Хорошая строгость — это просто нормальная требовательность. Можете ли вы, будучи требовательным, кричать? Бывает. В критических ситуациях, когда все решают секунды. При швартовке, например. Или когда зашкаливают эмоции, когда невозможно промолчать.

О ГЛУПОСТИ

В армии глупости не больше и не меньше, чем в гражданской жизни, и дураки, случается, тоже оказываются у власти. Но сказать, что армия перенасыщена глупыми — преувеличение. Даже наоборот: сама коллективная система, которая организует жизнь Вооруженных сил, страхует нас от невежд во власти надежнее, чем гражданских.

Конечно, сейчас новая степень свободы, новое понимание обществом таких понятий, как долг, например. Скажу прямо: люди не так стремятся в Вооруженные силы, как это было в пору моей юности. В чем мудрость армии? Если ты хочешь стать военным, настоящим офицером, мужественным человеком — у тебя есть все шансы. Это неоценимое преимущество военной службы.

Татьяна Либерман

О СЕМЬЕ

Если у офицера нормальное денежное довольствие, есть дом и на столе не пусто, если дети здоровы и учатся — о чем горевать? Верно, муж дома бывает не часто. Зато пришел — и какая радость! Никто никому не надоел, можно вместе ехать в отпуск и радоваться, как в медовый месяц. А если женщина такой распорядок не выдерживает, если не понимает смысла дальнего похода — что она тогда понимает? Я вот как женился старшим лейтенантом, так до сих пор и живем душа в душу, друг другу радуемся. А разлуки чувства даже обостряют.

О СКУКЕ

Скуки в плавании, поверьте мне, никакой нет. Вот недавняя боевая служба, мы там были около трех месяцев — спать удавалось по четыре-пять часов в сутки, не больше. На книги, честно говоря, на берегу времени совсем не остается: читаешь все больше руководящие документы, а вот на боевой службе иногда выпадает минутка: послеобеденный адмиральский час еще никто не отменял.

О КОМАНДЕ

Экипаж корабля — тема сложная. Президент сам решает, кого и куда поставить, а капитан имеет дело с тем, что досталось. Хочется иногда, чтобы тебя окружали люди, которых сам выбираешь, но это непросто — приходится ждать соответствующего приказа, а иногда и не дождаться. В результате вы можете иметь дело с людьми, про которых у нас говорят: «лежит на должности». Нет у него интереса к службе, а убрать его — проблема. Но, как я уже говорил, в море нет тупика, все решается.

О ДОСТАТКЕ

Как офицер может получить удовлетворение от денег, например? Или от шикарного дома? Это у контрактника может быть любая мотивация. Но если ты решил стать офицером, думай о другом: чего ты хочешь добиться, кем стать? Попытайся понять, во имя чего живешь.

Успешный мужчина — это тот, кто хорошо делает свое дело. Я часто бываю на судостроительных заводах. Там, знаете, кто самый уважаемый человек? Классный сварщик. Ты, командир, еще побегаешь за ним. Он полон важности, не показной, настоящей. Почему? Да потому что он варить любит — и варит. Много от этого достатка? Не знаю. Но достоинства много.

О МЕЧТАХ

Мне кажется, я ни о чем таком особом не мечтаю. Я стремлюсь к профессиональному росту, чтобы стать, скажем, командующим флотом. К тому, чтобы у сына все было хорошо. Чтобы все было хорошо у меня в семье.

О ГЛАВНОМ В ЖИЗНИ

Наверное, самое главное — всегда что-то очень простое. Всегда оставаться человеком. Никого не предать. Не запятнать себя, свою честь. И любовь. Любовь — главное. К семье, подчиненным и профессии.

Совместный проект Voenternet.ru и газеты «Тюменский курьер»

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта