X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

Год перемен

Накануне публичных слушаний, которые состоятся 15 ноября, городские депутаты обсудили проект бюджета на 2014 год.

В этом созыве проект бюджета рассматривается подробнее. Раньше для утверждения документа в первом чтении достаточно было одного заседания постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам, теперь их будет два. На первом внеочередном заседании комиссии вчера присутствовало рекордное количество депутатов — 20, в том числе восемь — с правом решающего голоса.

Знакомство с бюджетом началось с прогноза социально-экономического развития города на ближайшие годы. Татьяна Сероус, директор департамента экономики и стратегического развития, рассказала о тенденциях в демографической политике (прирост — стабильный, доля работающего населения — высокая), развитии производства (серьезная положительная динамика, показатели, опережающие общероссийские), темпах строительства жилья, обороте розничной продукции, росте инвестиций (2013 год был рекордным) и зарплат (к 2016 году средняя зарплата в Тюмени приблизится к 50 тысячам рублей).

Не столь оптимистическим, скорее тревожным было выступление Светланы Черепановой, директора департамента финансов.

— В предыдущие годы сложилась положительная динамика налоговых и неналоговых поступлений, но в следующем году она поменяется, — начала свой доклад Светлана Геннадьевна. — Сумма дотаций и субсидий снизится на 35 процентов, а нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц упадут до 15%. В целом, бюджет может потерять собственных налогов примерно на 1,165 миллиарда рублей. Поэтому он изначально формируется с минусом в более чем два миллиарда рублей.

В таких условиях, считает директор департамента финансов, необходимо ориентироваться, прежде всего, на сбалансированность и устойчивость, на оптимизацию расходов бюджета, особенно тех, которые не являются жизненно необходимыми и социально-значимыми для населения.

В следующем году, впервые за последние несколько лет, к нам вернется бюджетный дефицит. Причем в значительных размерах — 205 миллионов рублей. Хотя в 20152016 годах он выровняется и превратится в небольшой профицит.

Соотношение налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов сохранится в той же пропорции — 46% и 54%. Но при этом сумма дотаций и субвенций снизится.

Исходя из этих потерь, сформирована и расходная часть. Пока в ней не учтены затраты на капитальный ремонт многоквартирных домов, благоустройство дворов, модернизацию инженерных систем. Это финансирование будет осуществляться через региональный фонд межбюджетных трансфертов. Каждое муниципальное образование должно туда обращаться, обосновывая необходимость затрат, и получать, по мере возможности, средства.

Оптимизация коснется и финансирования работы органов муниципальной власти.

— Нормативы работающих в этой сфере зависят от численности населения в городе, — пояснила Светлана Черепанова. — В Тюмени этот норматив сейчас — 1547 служащих. Но пока содержание заложено только на 1390. Законсервированы все вакантные ставки. Почти в два раза снизятся премиальные.

Еще одно неприятное сокращение коснется сферы благоустройства. Урезаны коэффициенты периодичности уборки дорог, благоустройства и ремонта дворов, озеленение. Не выделены средства на разбивку новых парков и скверов (в 2013 году на эти цели было предназначено около 20 миллионов рублей).

«Реформаторским» назвала Светлана Геннадьевна следующий год и по финансированию ведомственно-целевых программ. Раньше в программном планировании ситуация рассматривалась в идеале, а реализовывалась — по мере поступления средств. Теперь планирование строго привязано к финансированию.

Разобраться в сложных бюджетных процессах новичкам депутатского корпуса было непросто. Но не всем. В этом созыве в составе городской Думы много хозяйственников и производственников -Николай Руссу (гендиректор «Мостостроя-11»), Геннадий Разницын (возглавляет холдинг «Партнер»), Мурат Тулебаев («Первый хлебокомбинат» агропромышленного холдинга «Макфа»), Сергей Медведев (генеральный директор управляющей компании «Статус»), Сергей Морев (гендиректор аптечной сети «Калинка»). Что такое расходы, доходы, налоги — им известно не понаслышке. Эти депутаты и стали главными действующими лицами в обсуждении проекта нового бюджета.

— Почему планируется снижение собираемости налога на доходы физических лиц? И почему сборы от штрафов и других выплат ниже аж в три раза? — взял слово Николай Руссу.

— Первое связано со снижением нормативов отчислений в городской бюджет с 29 до 23 процентов, — ответила Светлана Черепанова. — Вторая же категория не фиксированная, а расчетная. В прошлом году эту статью существенно пополняли компенсационные выплаты за снос зеленых насаждений (около 150 млн рублей), теперь столько не планируем.

— Как пострадают ведомственные программы при изменении схемы их финансирования? — уточнил Мурат Тулебаев.

— Мы приводим наши потребности к реальным доходам, — пояснили Светлана Черепанова. — Так сказать, привязка к расходам будет без фантазий. Мечты, конечно, были, но оказалось, что денег на их осуществление требуется слишком много.

— На мой взгляд, прогнозные показатели социально-экономического развития не соответствуют запланированным параметрам бюджета. За счет чего собираетесь достичь их? — задал вопрос Геннадий Разницын.

Татьяна Сероус в качестве примера привела крупные инвестиционные проекты, которые реализуются на территории города.

— Да какая разница сколько проектов! Важно сколько денег это принесет в городской бюджет! — подчеркнул Олег Чемезов, председатель постоянной комиссии. — Вы нам скажите, какие отрасли надо носить на руках, чтобы поступало больше налогов? Что всем надо сделать, чтобы именно туда шли инвестиции?

— Департаменту стратегического развития надо больше внимания обращать не на крупные инвестиционные проекты, а на малое предпринимательство, — развил мысль коллеги Мурат Тулебаев. — Какой городу толк от повышения покупательской способности? Куда идут эти деньги? К ритэйлерам! А надо, чтобы они оставались в городе.

— Мы никуда не продвинемся, пока не определим точки роста, — поддержал Николай Руссу. — Надо четко знать, где город может повысить свою долю поступлений.

Предложение по увеличению поступлений в городской бюджет внес Юрий Коновалов. Он считает, что на следующее заседание комиссии надо обязательно пригласить директора департамента имущественных отношений, чтобы пояснить депутатам, как планируется поступление доходов от использования муниципального имущества, по каким оно пойдет направлениям.

Все внесенные предложения внесут в таблицу поправок, и на следующей неделе проект бюджета снова вернется на рассмотрение в постоянную комиссию.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта