X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

За сто первый километр?

Семь греческих городов спорили за право называться родиной Гомера. За право считаться родиной автомобиля состязаются не города, а целые страны. У британцев в качестве аргумента паровая машина Уатта. В России кладут на весы «самобеглую коляску» Черепановых. Но все же авторство самоходного экипажа с двигателем внутреннего сгорания делят два немца: Карл Бенц и Готлиб Даймлер.

А если бы два пешехода-изобретателя знали, что заселившее города их металлическое чудище станет сживать со света все пешеходное племя, не бросили ли бы они в печь свои чертежи?

Дикость, конечно. Тем более, что автор этих сомнительных пассажей носит в бумажнике водительское удостоверение, где написано: стаж с 1958 г.

Но должен заметить: массовая автомобилизация страны и, как нередко говорят сильные мира сего, «высокая покупательная способность», в частности, тюменцев, творят с нами странные вещи. Автомобиль когда-то был не роскошью, а средством передвижения. Сегодня он изменил не только образ жизни, но и способ мышления, и общественную мораль.

Новая мораль укладывается в простые конструкции. «Прав тот, у кого больше лошадиных сил». Или: «Пешеход, уступи улицу машине». Вооружась такими постулатами, жми-гони, водитель. Дальше по Гоголю: «гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земли…» Не знаю, как насчет того, что «косясь, постораниваются другие народы и государства». Но наш собственный пеший народ уж точно шарахается во все стороны.

Я не преувеличиваю. Складывается впечатление, что основная забота властей, как ублажить автомобилистов. Надо — убирают якобы мешающие деревья. Надо — ликвидируют заложенные еще в давние советские времена решением горисполкома ВЕЛОСИПЕДНЫЕ дорожки вдоль улицы Республики. Добрались и до последних, кажется, островков безопасности — нерегулируемых

переходов, отмеченных «зеброй». Якобы они «тормозят автомобильные потоки и создают пробки». Осмелюсь возразить — неправда. Пробки, в основном, создают светофоры (отчего бы не убрать заодно и их?). Припаркованные на проезжей части сами автомобили. А более всего — многочисленные аварии, созданные водителями-нарушителями. А в одном из британских городов для борьбы с пробками распорядились. снизить скорость движения до 40 км в час.

Убежден: ездили бы медленно, соблюдая ПДД, то не было бы аварий, не было бы пробок, город наш спокойно «прокачал» бы все свои двести с лишним тысяч автомобилей.

И еще раз, отдельно — о ненавистных кому-то нерегулируемых переходах. Не знаю, кому — лично — помешал переход у бывшего кинотеатра «Темп»? (Хотел бы напомнить: на этом историческом перекрестке в начале 50-х появился первый тюменский светофор). А недавно варварски уничтоженный переход на улице Ленина в створе почти уже бывшей улицы Немцова. Размышляет неведомый чиновник: «Ходют тут старухи — на рынок или на автобусную остановку напротив. Так у них времени много, обойдут. Хоть по Орджоникидзе, хоть по Северной». Верно, в каком-то смысле времени у старух много. Правда, сил мало. Да кого волнуют старушечьи, в частности, и человеческие вообще силы? Они же не лошадиные, что прячутся в джипе или мерсе.

В прошлом году нам удалось отстоять близкий к редакции переход Дзержинского-Герцена. Знаки перехода вернулись на место. Вчера взялись за него снова. Готов свидетельствовать: не было пробок из-за этого перехода. Зато у светофоров, что с первомайской, что с челюскинской стороны, так каждый день.

Снова видится мне чиновник, ломающий голову: куда бы деть пешеходов. Их уже и в подземные переходы загоняют. А все меньше не становится. Может, выслать всех пешеходящих за сто первый километр, как раньше говорили?

А пока еще раз вспомним Гоголя: «Русь, куда же ты несешься, дай ответ?»

***
фото: Ликвидированный переход на улице Герцена.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта