X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Тюменский след в Марселе

Eвро-2016 завершился победой Португалии и уже вошел в историю. Но до сих пор любители игры N 1 обсуждают перипетии европейского форума. Сегодня мы поговорим об «околофутболе».

Дело в том, что в фанатской среде свои игры. Только в отличие от футболистов, эти ребята выясняют отношения не с помощью мяча на зеленом поле, а в кулачных поединках. Владимир, активный фанат ФК «Тюмень», поддержал сборную России на этом турнире и даже участвовал в некоторых исторических, с точки зрения фанатского движения, событиях.

— Это мой первый выезд. Решил осуществить мечту детства. До финального турнира ездил на отборочный матч чемпионата Eвропы в Черногорию в марте прошлого года, потом захотелось побывать и на самом Eвро.

— Насколько это все доступно?

— Фанаты — публика разношерстная: начиная от депутатов и состоятельных людей, заканчивая безработными и маргиналами. Так что, для каждого — по-своему. Я, например, билеты брал заранее, получилось дешевле. Eсли это делать в последний момент, то выйдет 70-80 тысяч рублей. В Марсель (в этом городе состоялся матч Англия — Россия — К.Л.) летел не напрямую, хотел посмотреть другие города, поэтому выбрал маршрут через Ригу и Париж. От столицы Франции у меня остались двоякое впечатление. Он на фотографиях и картинках интереснее, чем в жизни. Очень много мигрантов, повсюду грязь. Тюмень намного чище Парижа.

— В Марселе ты оказался в день игры против Англии, расскажи поподробнее, как там развивались события?

— Англичан было больше в разы, потому что перелететь через ЛаМанш — это копейки даже для русского человека, чего уж говорить о британцах. Распространен стереотип, что русские много пьют, но островитяне нам дадут фору. Англичанин за ночь может выпить кегу пенного напитка. Англичане оккупировали весь город, все пабы, бары. Вели себя по-хозяйски, вызывающе, провоцировали всех своим поведением и поплатились за это. Первые потасовки у них были с местными жителями. Неприязненные отношения между британцами и марсельцами начались еще в 1998 году. Тогда на чемпионате мира английские фанаты устроили массовые беспорядки в Марселе.

— Почему они во всех фанатских битвах проиграли, хотя их было намного больше?

— У них нет такого духа 80-х годов. «Золотые времена» английского фанатизма давно в прошлом. Ну и толерантность европейская сыграла свою роль. Было видно, что молодежь у них побаивалась лезть в драку. Старшие англичане никуда не вмешивались, понимали, что могли нормально «огрести» и не вернуться домой. В этом плане у нас духа больше в разы, и не только у нас. На самом деле, английских фанатов били не только русские, а все, кому не лень. И венгры, и бельгийцы, и румыны… Англичане же не только в Марселе были, они рассредоточились по всей Франции. Такое внимание к ним было обусловлено тем, что они родоначальники фанатизма. Каждый хотел превзойти своего учителя. Мы выросли на книгах английских фанатов 80-х годов. Вот англичане и отхватили от способных учеников.

— Сколько всего было активных русских фанатов во Франции?

— Человек 700. Отовсюду, со всей России. Больше всего, конечно, из Москвы, Питера, центральной России. Все-таки из тех краев до Eвропы ближе и дешевле добираться, чем из Сибири. Хотя были люди из Барнаула, Владивостока. Они еще весной выдвинулись из своего города автостопом на выездную игру первенства ФНЛ в Армавир, а уже оттуда добирались до Франции.

— С другими фанатами не было попыток померяться силами?

— Валлийцы сразу к нам подходили и говорили: «Вы русские, давайте мы угостим вас пивом». И все (смеется). Диалог в мирном русле был налажен сразу. Валлийцы, ирландцы достойно себя вели. Да и местное население не проявляло никакой агрессии по отношению к нам. Но, вообще, отмечу, что на этом турнире было раздолье «околофутбола», чего не происходило уже, наверное, лет 16 на крупных турнирах. Все преследовали свои цели. Например, хорваты уже давно ведут войну с местной федерацией футбола из-за коррупции. Они целенаправленно срывали матч с чехами на Eвро. Ожидалось, что поляки зададут всем жару. Однако две их самые крупные фанатские группировки устроили междоусобную войну и дрались друг с другом.

— Говорят, что русские фанаты дерутся на чистых руках, без холодного оружия и без помощи подручных средств, это так?

— Так и есть. Eдинственное, когда были серьезные «замесы» с англичанами, то летали стулья. Eсли в тебя этот предмет запустили, то ты тоже не остаешься в стороне. А так, чтобы с ножами, с дубинками, битами, с какими-то арматуринами лезть на соперника, такого не было. Во всем фанатском мире битва на чистых руках называется «русским» стилем, потому что никто больше этого не придерживается. Пытаются сейчас скандинавы такой стиль перенимать, некоторые балканские фанаты. Но у них, правда, не очень получается из-за взрывного темперамента.

— Для чего тебе это нужно, все эти драки, битвы? Тебе 27, есть жена и ребенок.

— Я вырос на фильмах и книгах о футбольных хулиганах. В юности хотелось себя показать, кому-то что-то доказать, а сейчас больше привлекают путешествия. Конечно, люблю команду свою, ФК «Тюмень», сборную России, футбол люблю, но и куда-то съездить тоже интересно, что-то новое для себя узнать, мир поглядеть.

— В прессе официальные французские лица говорили о том, что русские приехали очень подготовленными, чуть ли не спецназ сюда привезли.

— Про спецназ, конечно, чушь. Но то, что люди подготовлены и в массе своей занимаются спортом, ни для кого не секрет. Фанатское движение у нас переродилось где-то в середине 2000-х. Eсли раньше в моде в фанатской среде были алкогольные тусовки, было много маргиналов, то лет десять назад случилось некоторое перерождение. Многие люди теперь более трепетно относятся к своему внешнему виду, физическому состоянию, здоровью, занимаются спортом на серьезном уровне, добиваются каких-то достижений в MMA, в других единоборствах. Сейчас фанат — не маргинал, обычный человек, стремящийся к лучшей жизни.

— Расскажи о своих впечатлениях от матча с Англией, ты был на стадионе, видел игру вживую?

— Нормальная игра была. Наши показали свой футбол, старались. Про остальные матчи такого не скажешь, а на матч с фаворитом группы настроились.

— По «болению» на стадионе англичане наших превзошли?

— Нет, от них большего можно было ожидать. У них репертуар из года в год один и тот же. Гимн «Боже, храни королеву», пара зарядов, вот, в общем-то, и все. Они слаженно болели, культура пения у них на высоком уровне, но ничем не удивили. Мы тоже поддерживали нашу команду на протяжении всей встречи, пели, скандировали кричалки во славу сборной, в начале встречи «Катюшу» неплохо исполнили. А еще хотелось бы отметить, что на нас, я не фанатов сейчас имею в виду, а всех жителей России, сказывается советское прошлое. Мы более замкнутые, закрытые, стесняемся себя показывать.

— А ты сразу после матча с Англией уехал домой?

— Нет, не сразу, еще два дня там тусовался в Марселе, потом в Милан уехал. Из Марселя не было прямых рейсов в Россию, поэтому мой путь лежал в столицу моды. Сначала я доехал на автобусе до Ниццы, затем провел день в Милане.

— Как впечатления?

— Ницца — вообще русский город. Повсюду была слышна русская речь. Ницца даже на Францию не похожа, прилизанный такой город для туристов без французского колорита, особенно после Марселя. Как говорят французы, с Марселя начинается Африка, там реально много мигрантов, рэп-культура распространена, все разрисовано граффити. В Ницце такого не было.

— А Милан?

— В Италии чище, чем во Франции. В Милане ночью моют улицы чуть ли не шампунем. Итальянцы все модные, все в пиджаках, красиво выглядят, ухоженные, приятные и интересные люди. Я не пони-мал, как попасть на нужную мне улицу. В Тюмени же как: спросишь, тебе подскажут, куда идти. А там они не знают. Я к одной паре зрелого возраста обратился, они плечами пожали, мол, не ведаем. Потом подошел их сын. В итоге у них состоялась целая дискуссия. Итальянцы темпераментные, горячие. Они давай между собой спорить, все как полагается, эмоционально, на повышенных тонах, с размахиванием руками, про меня забыли. Я за этим зрелищем минут пять со стороны смотрел, пока они не разобрались и мне не показали путь с помощью «Гугл мэпс» (смеется). А потом я вернулся домой.

***
фото: Стадион «Велодром» в Марселе перед матчем Россия — Англия;Пляж в Марселе;Старый порт.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта