X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Добровольное страхование или навязанная услуга

Для граждан два или три кредита — норма жизни. На ремонт, автомобиль, шубу, отдых…

Но при получении денежных средств в кредитных организациях граждане не всегда обращают внимание на участие в программе страхования, причем добровольного, жизни или здоровья заемщика. Либо обращают внимание, но не в силах отказаться от маячащей мечты в виде отдыха, например, на морском побережье. Готовы на все, особенно после предупреждения банковских специалистов, что в случае отказа от страхования — кредит, скорее всего, одобрен не будет или потребуются дополнительные документы и более длительный срок рассмотрения заявки.

Большинство — какая разница, сто тысяч рублей возвращать или сто десять со страховкой, все равно в кабалу лезть, — соглашаются на условия банка.

Далеко не каждый банк предусматривает возврат страховой суммы после получения долгожданных кредитных денежных средств. Многие из них не дают клиентам рассмотрения варианта иной страховой компании, а не только навязанной банком. При этом у заемщика есть право выбора, где застраховаться. Практически в ста процентах случаев страховые компании, навязанные банками, — это их аффилированные структуры. Так как банк не может заниматься деятельностью по оказанию услуг в области страхования в силу законодательства, он создает компанию для предоставления таких услуг, в которой является собственником. По сути, страховая компания — это и есть банк, в котором гражданин взял кредит.

На монопольный беспредел в сфере навязанных услуг по страхованию жизни, имущества, гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и средств водного транспорта, финансовых рисков ответил Центральный банк. С 1 июня 2016 года вступили в силу указания регулятора от 20 ноября 2015 года N 3854-У, зарегистрированные в Минюсте 12 февраля 2016 года, о требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования в отношении страхователей — физических лиц.

Указания Центробанка предусматривают отказ страхователя от договора добровольного страхования в течение пяти рабочих дней с даты его заключения при условии отсутствия в данном периоде событий, имеющих признаки страхового случая. Таким образом, физическое лицо вправе обратиться с заявлением к страховщику (в банк, страховую компанию) о возврате страховой премии наличными деньгами или в безналичном порядке (по выбору гражданина) и получить их не позднее десяти дней со дня его обращения.

Тем не менее, после вступления в силу указаний Центробанка, обязывающих внести изменения в документацию страховщика, некоторые банковские структуры игнорируют данный правовой акт. Не принимают заявления о возврате страховой суммы, обуславливая это тем, что данная процедура не предусмотрена, нарушая тем самым не только права потребителей, но вышестоящий нормативный акт.

Методы борьбы с незаконопослушными кредитными или страховыми организациями, безусловно, существуют. В таких случаях необходимо направить заявление о возврате страховой премии по почте в адрес банка или страховой компании в течение пяти рабочих дней с даты заключения договора добровольного страхования либо включения в программу страхования. При неполучении ответа или денежных средств, уплаченных за навязанную страховку, отправляйтесь в суд за защитой своих прав и взысканием не только страховой суммы, но и процентов за пользование чужими денежными средствами (то есть вашими) и компенсацией за моральный вред.

В любом случае, прежде чем вступать в договорные отношения с банком с навязанными или не навязанными услугами по страхованию, подумайте, а нужна ли вам шуба на заморских островах или на родном Черноморском побережье в кредит?

* юрист

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта