X

• № 42
  • 5541

Метание Синьцзяна на Хунань

Продолжение. Начало в NN 25-26, 27, 28.

Не знаем, как сказать по-китайски «в центр», поэтому просто показываем карточку отеля, а не доезжая пары кварталов, говорим водителю «стоп». Забавно, утром до парка Мингшашань мы доехали за 10 юаней, а вечером обратно за двадцать. Таксисты без всякого счетчика сразу показывают два пальца. Не хочешь — иди пешком.

Вышли из такси и прямой наводкой в пельменную, которую приметили вчера и куда не попали, потому что дети захотели лапши. Вчера мы обошли десяток кафе и в конце концов сделали не самый удачный выбор: заведение оказалось каким-то помпезным, цены довольно высокие и куча обслуги, причем выражение лица у них как у школьных уборщиц — недовольное. На стене в обеденном зале висел экран, на экране крутили бесконечный рекламный ролик «Приезжайте к нам в Дуньхуан, посетите наш ресторан» (стихи мои). А сегодня вчерашняя пельменная закрыта. Печаль, пошли куда глаза глядят. И пришли к столовке под названием «Горячая лапша с мясом» или как-то так. Очень удобно, что в Дуньхуане под китайскими вывесками мелкими буквами по-английски указано, что подают в заведении. Например, «Суп в горшочках» или «Острая курица по-сычуаньски». Не колеблясь заходим в «Лапшу», сквозь витрину видим, что там сидит народ. Посреди обеденного зала печка, на ней пыхтит закопченный чайник. К нам подскакивает мужчина в белой куртке и фартуке, он немного удивлен, но, убедившись, что мы хотим есть, широким жестом приглашает нас садиться. Тычем пальцем в меню, берем рис с мясом и лапшу с мясом, две порции на четверых, чтоб попробовать; понравится — закажем еще, ведь видно, что тут быстро готовят. Приносят рис — очень острый. На столе фарфоровые чайнички, но в них не чай, а соус — если кому остроты маловато. Кое-как объяснили, что мы хотим еще чай и хлеб, и нам принесли что-то типа чая в пластиковых стаканах и пластиковых же подстаканниках и что-то типа хлеба, а именно лепешки — пресные, но хотя бы не острые. Пока мы мучились с заказом и едой, все присутствующие на нас пялились. Но потом они отвлеклись, потому что в заведение пришла проверка из Китайпотребнадзора. Я так поняла, хотя было похоже и на бандитский налет: белый микроавтобус с синими иероглифами притормозил у крыльца и включил аварийку, из него высыпали люди в форме с погонами, ввалились в кафе и минут десять о чем-то толковали с главным поваром (возможно, он и хозяин). В результате переговоров работники принесли и повесили на стенд у входа шесть каких-то документов. А парнишка-официант тем временем незаметно смахнул крошки со всех столов, кроме нашего (наш мы уже сами вытерли, влажными салфетками, а так он тоже был в крошках).

Дуньхуан приятный. Eсли бы не иероглифы кругом, он бы выглядел вполне европейским. В провинции Ганьсу, где мы сейчас находимся, нет уйгурских сепаратистов и террористической угрозы. Поэтому в такси нет решеток, в гостиницы вход свободный, а не через рамку металлоискателя, и на железнодорожном вокзале нет такой жесткой проверки, как в Урумчи или Хами.

На вокзале опять пришлось стоять в очереди, чтобы распечатать уже оплаченные билеты. Везде на вокзалах есть автоматы для распечатки билетов, но разобраться с ними не удалось — все по-китайски, а добровольных помощников не нашлось. Мне показалось, что и большинство китайских пассажиров предпочитают обращаться в кассу. Правда, мы путешествуем по китайской глубинке, возможно, причина именно в этом.

Сидим на вокзале и рассуждаем о том, что вообще-то транспортное сообщение в Китае организовано очень четко. И тут на тебе: поезд К9668, которого все терпеливо ждали у выхода на первую платформу, пришел на третью. И народ, подхватив свои баулы, мешки с мукой, детей-инвалидов и престарелых тетушек, ломанулся к лестнице (переход на третью платформу через второй этаж). А эскалатор не работает. Наверное, только мы в этот момент не проклинали китайские железные дороги. А все остальные пассажиры совершенно точно проклинали.

Поезд довольно забулдыжный, ну и пассажиры соответствующие: в соседнем купе, например, сразу принялись лузгать семечки и резаться в карты.

Прибыли в Чжанъе. Выходим и сразу в лапы таксистов. Но нам попался скромный: едва отъехали, сунул нам буклетик с описанием местных достопримечательностей, деньги взял по счетчику, робко предложил свои услуги на завтра. Я записала его телефон.

Гостиница у нас так себе (мы ведь самостоятельные туристы, ищем что подешевле), номер трехместный, подушек тоже три. Янчик благодушно согласился спать без подушки (идти к портье разговаривать по-английски — дохлый номер). Но дефицит подушек это ерунда по сравнению с тем, как в туалете пахнет канализацией. Заткнули сливное отверстие душа в полу полиэтиленовым пакетиком, стало получше.

Напротив нашей гостиницы, окна в окна, воинская часть. Или, скорее, военное училище. Вечером курсанты выстроились на плацу и давай песни петь. Странно, что плац абсолютно не освещен, только из окон казармы падает немного света, ну и от уличных фонарей.

Мы повалялись немного в номере и пошли ужинать. Каждый раз такая маета. Вот и в этот раз пришлось сделать большой круг вокруг гостиницы, прежде чем мы выбрали предприятие общественного питания. Зато обнаружили главную городскую площадь с главной городской достопримечательностью — деревянной пагодой (построена в 588 году и славится тем, что в ней нет ни одного гвоздя). Пять минут постояли, наблюдая, как жители Чжанъе (в основном жительницы) занимаются аэробикой под руководством спорторганизатора в белых перчатках. Тоже в темноте. Заметно, что собрались в основном завсегдатаи: танцы знают все наизусть, так что спорторганизатору достаточно показать только первые па, а дальше паства сама справляется.

Опять очень холодно. И когда же этот холод кончится, он сопровождает нас всю дорогу.

Мы топаем мимо запотевших витрин кафе, и именно эта запотелость нам, видимо, и не нравится. Eсть и не запотевшие витрины, и сквозь них видно, что внутри никого или почти никого нет. Это нас тоже не устраивает. Вконец отчаявшись, заходим в заведение с полуоткрытой дверью (в ручку всунута газета, чтобы оставалась щель). Помещение небольшое, третью часть всего пространства занимает кухня, остальное — столики, расставленные вдоль стен наподобие школьных парт. Заходим, садимся, заказываем. ну, что-то. «На четверых?» — жестами переспрашивает официантка. Ну ясное дело. Минут через десять хозяйка приносит огромных размеров чугунную кастрюлю. Пятилитровую. В чугуне булькает варево из лапши, зелени и всевозможных колбасных изделий, включая, кажется, рыбные. Лапша, собака, скользкая! Надо поднести тарелку вплотную к кастрюле и переваливать через край. Отступать некуда. Попросили хлеба, принесли опять безвкусные резиновые лепешки. В общем, пол-кастрюли мы кое-как осилили. С огромным трудом. Зато (только это и утешает) ужин оказался очень дешевым.

Утром не стали звонить вчерашнему таксисту, сочтя, что машина у него слишком старая, а нам ехать далеко — мы хотим посмотреть ландшафтный парк Чжанъе Данься, знаменитые Радужные горы. Поймали машину на улице. От города до парка ехать полсотни километров по промзоне. Иногда, правда, попадаются и сельхозугодья — какие-то теплицы, насыпные гряды необычной формы, грязные овцы, в том числе одна размазанная по асфальту (а может, это собаку сбили, но рядом топтались овцы). День опять хороший, солнечный. Хотя для посещения Радужных гор ясное небо как раз нехорошо: наиболее яркое впечатление от их посещения получается в сырую и пасмурную погоду. Но нам выбирать не приходится.

Наконец на горизонте в легком мареве проступили очертания гор. Пожалуй, можно сказать, что таких гор мы никогда не видели — они одновременно и островерхие, и какие-то плавные, перетекающие друг в друга. Не знаю даже, как объяснить.

Мы боялись, что в геопарке Данься будет полно народу, раз сегодня суббота. Но нет. На площадке для автотранспорта не насчитается и пяти машин, а людей в парке не больше двух десятков. Мы повстречали здесь дядьку-фотографа, который ходил с нами по крепости Цзяюйгуань. Мы узнали его по кожаной шапке монгола-кочевника.

Я читала, что в парке Чжанъе Данься можно свободно гулять, но, видимо, речь шла о другой части парка, более новой. А там, куда мы приехали, ходить можно только по деревянным мосткам. Кругом ограждения и таблички с надписью на китайском, из которой нам понятны только цифра 500 и значок юаня. Муж решил, что это штраф за хождение вне дорожек, и ни за что не разрешил мне сходить с деревянных настилов (хотя то тут, то там видны протоптанные кем-то тропинки). И все же в одном месте мы демонстративно залезли за ограждение, и Яша наковырял себе немного сухой глины двух цветов, красной и желтой. Других цветов не нашлось.

Да, горы не особо радужные. Даже на обзорной площадке под названием «Семицветный экран» мы можем различить полоски только трех цветов — красного, желтого и белого. Чтобы увидеть зеленый и синий, надо напрячь воображение (или приехать в дождливый день), а уж какие еще два цвета могут тут нарисоваться, я просто теряюсь в догадках. Наверное, серый и коричневый. Но все равно горы выглядят эффектно. Как будто кто-то мазнул по ним широкой кистью.

Мы добросовестно обошли и осмотрели все панорамные площадки, а их тут множество. А Рита еще и пофоткалась с китайцами. Два парня и две девушки, они сперва прошли мимо, а за нашей спиной подозрительно зашушукались. Муж говорит: «Ну, Рита, готовься». И точно.

Жаль, самая высокая панорамная площадка была закрыта, крутейшая лестница, ведущая на вершину холма, перегорожена в самом низу. Ну и хорошо. А то я бы непременно полезла наверх, а на полдороги столь же непременно померла. А ведь я еще так молода.

После парка мы вернулись в центр города, вышли из такси на площади у храма Гигантского Будды. Там внутри лежит 30-метровая деревянная статуя Будды, нам, правда, совершенно не интересная. Зато нам очень интересно, отчего так популярна в Чжанъе ходьба задом наперед. На площади нам встретились несколько пенсионеров, прогуливающихся именно таким способом. Оказывается, это традиционный китайский способ омоложения мозга. При движении спиной вперед мозг получает сигналы о нестандартной координации; обрабатывая эти сигналы, создает новые цепочки нейронов, а чем больше таких цепочек в мозгу, тем крепче память, мощнее интеллект. Я совсем забыла об этом, а сейчас вспомнила и прошла по комнате туда-сюда спиной вперед. Сигнал о моей нестандартной координации дошел не только до моего мозга, но и до мозга нашей собаки, которая подскочила ко мне и залаяла.

Теперь мы с Яшей регулярно практикуем такую ходьбу. Например, взяли себе за правило несколько ступенек, ведущих к подъезду, преодолевать спиной вперед. Но только когда нас никто не видит. Все-таки мы не в Китае. Люди могут подумать плохое.

Продолжение следует.

***
фото: Разноцветные горы в нашем случае просто полосатые;Радужные горы особенно красивы на закате;В Чжанъе;Деревянная пагода без единого гвоздя;А можно с вами сфотографироваться?