X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Авантюристы сохраняют историю

Прогуливаясь по центру города, обязательно встречаешь старинные деревянные дома, многие из которых в плачевном состоянии. Спасти их взялся тюменский Том Сойер.

«Том Сойер фест» — волонтерское общественное движение родом из Самары: там неравнодушные горожане решили восстановить историческую городскую среду своими силами. Многое получилось. И вскоре движение стало всероссийским.

За три года работы феста было восстановлено более двадцати объектов деревянного зодчества по всей стране. Этим летом «Том Сойер фест» пришел в Тюмень. Куратор проекта в нашем городе, студент института архитектуры и дизайна ТИУ Владимир Скалдин рассказал, чем волонтеры решили помочь тюменскому зодчеству.

— Нам иногда задают странные вопросы, — смеется Владимир. — Спрашивают, например, почему Том Сойер? Почему не тимуровцы? Объясняем, что Том Сойер — это мальчик, который собрал друзей, чтобы покрасить забор. Может, его и не назвать особенно послушным ребенком, зато в Томе есть особый дух авантюризма. Этот дух присутствует и в нас.

— Как вы решили принять участие в фесте?

— Я узнал о движении в декабре 2017 года и сразу связался с его основателем Андреем Кочетковым. Я решил, что Тюмени это нужно, ведь нашему городу есть что сохранять. А главное, проект позволяет не ждать инициативы сверху. Можно многое сделать своими руками. В этом году случился настоящий бум: теперь фесты проводятся в 23 городах. Раньше — всего в 11.

— А почему это важно лично для вас? Многие видят эти дома, но просто проходят мимо.

— Я студент-архитектор, поэтому мне не все равно, что происходит с архитектурой Тюмени. Сейчас старые деревянные районы в плачевном состоянии. А это не очень-то ответственное отношение к своей истории! Дома быстро ветшают, затем их сносят. Мы надеемся, что «Том Сойер фест» сможет привлечь внимание к этой проблеме. В Самаре, например, городская администрация откликнулась и поддержала инициативу жителей. А ведь раньше там старые дома выкрашивали в один цвет пульверизатором, причем вместе с окнами. Теперь отношение изменилось.

— Кто уже участвует в фесте и можно ли к вам присоединиться?

— Да, волонтеры активно подключаются. У нас в социальной сети ВКонтакте есть бланк анкеты. Из заполненных анкет мы составляем базу данных участников. Eсли человек совсем ничего не умеет, но загорелся желанием помочь, мы найдем дело и ему. Например, попросим покрасить что-нибудь. Eсли у него есть какой-то опыт или ресурсы — не обязательно деньги, может быть стройматериалы или личные связи, то мы его по-другому задействуем. Люди нужны, и чем их больше — тем лучше. Возрастных ограничений нет. Работать начнем в июле. Надеемся, что за месяц все успеем.

— Какой дом выбрали для восстановления?

— Наш выбор пал на Тычковку. Там нашелся хозяин дома — Константин Журавлев. Он и сам, как может, занимается его сохранением. В этом доме живет уже пятое поколение его семьи, и шестое подрастает. Это их родовое гнездо. Вообще наш дом — один из самых старых, участвующих в «Том Сойер фесте» по всей России. Eму как минимум 126 лет. Первое упоминание о нем было в 1892 году.

— Упоминание — где?

— В архивах. Сам Константин пытается докопаться, ему не все равно: ходит в архив, как на работу. Но некоторые данные до сих пор не раскрывают. Зато мы уже знаем, что дом был в комплексе целой усадьбы — это была огромная территория с флигелями. В 1933 году его выкупила семья — ныне Журавлевых, тогда же была другая фамилия. Мы занимаемся поиском исторических фактов, касающихся усадьбы, нам помогают городские краеведы.

— А сам дом хорошо сохранился?

Многое нужно восстанавливать?

— Относительно других домов в этом же районе он в очень хорошем состоянии. Но, тем не менее, нуждается в ремонте. И это заметно. А вот внутри все здорово сохранилось. Первое, что бросается в глаза, когда входишь — это настоящая чугунная печь, она была в доме с момента постройки.

— Как вы нашли этот дом? Дали какое-то объявление?

— Нет, мы пешочком ходили по старым районам, стучали в окна. Я сам выбирал дома, которые несут культурную ценность, но не являются памятниками. «Том Сойер фест» ведь не занимается реставрацией, он помогает восстанавливать дома, где продолжают жить люди. Где еще есть живой импульс города. Некоторые хозяева иметь со мной дело отказывались, думали: «Кто сейчас работает бесплатно?» Прямо так и спрашивали: «Вы претендуете на наш дом?» Это было неприятно. Тем более, зимой ходили — мерзли. Но через неделю поисков мы нашли этот дом и начали им заниматься. Очень радует, что после того, как мы начали действовать в Тюмени, владельцы других частных домов и даже частных музеев захотели, чтобы на их территории тоже прошел наш фестиваль. И заявки от них есть. Так что мы ушли от недоверия.

— У вас уже есть представление, как будет выглядеть дом после восстановления?

— У меня даже есть паспорт проекта, — Владимир достает папку с цветными схемами. — Мы его согласовали с жильцами, показали в департаменте охраны культурного наследия. Все сделано по нормам, какие написаны на сайте департамента. Кардинально мы ничего не меняем, просто придаем ему лоск, заново красим в его настоящий цвет. Мы раскопали его из-под слоев краски. Например, наличники за долгие годы были и белые, и зеленые, и синие, и бежевые, и бордовые. А на самом деле они — темно-коричневые.

— Будут ли у вас проходить встречи волонтеров? Обучение?

— Первая встреча с волонтерами уже была. Люди такие разные! Одна девочка приехала из села. Мы так удивились — ради нас в центр города. Мы стараемся плотно общаться, в планах еще много совместных мероприятий. Я сейчас живу только этим проектом и мне можно звонить в любое время дня и ночи по любому вопросу. У нас обязательно будет учеба под присмотром мастеров, хотя среди волонтеров есть и профессиональные реставраторы.

— Планируете ли оставить «Том Сойер фест» жить в Тюмени и дальше?

— Безусловно. В следующем году мы надеемся на большее количество площадок и волонтеров. Одна из целей «Тома Сойера», помимо того, чтобы просто осесть в городе, это подтолкнуть к образованию каких-то своих, дочерних фестивалей. Это могут быть проекты, направленные на работу с людьми, на изменение их отношения к городу и, конечно, на работу с архитектурным наследием. Самое важное — изменить отношение к истории. Наш проект занесен в ЮНEСКО как самый качественный из тех, что начали сами люди.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта