X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

Унесенные ритмом

Занятия по игре на барабанах в Доме культуры «Торфяник», — уникальные.

Во-первых, потому что ведет их Дмитрий Арефьев, в этом году на конкурсе «Педагог года» признанный лучшим руководителем клубного формирования культурно-досугового учреждения. Во-вторых, потому что ученики Дмитрия играют в группах и гастролируют по стране. И в-третьих, потому что Дмитрий разработал уникальную методику, используя которую успешно помогает развить чувство ритма даже у тех, кому медведи все уши оттоптали. О том, как молодому преподавателю все это удается, мы сегодня и говорим.

— Рискну предположить, что ваш путь к преподаванию игры на барабанах был стандартным: музыкальная школа, учеба в институте культуры, потом определенное количество лет игры в одной группе, сколоченной еще в студенческие годы?..

— Отнюдь. Я отучился на менеджера, работал специалистом по рекламе. Но параллельно занимался барабанами. Сначала учился сам, потом постепенно начал учить других. А с 2010 года я преподаю здесь, в «Торфянике». Так что официально игре я нигде не обучался. Только брал уроки у частных преподавателей. Вообще, я считаю, что процесс обучения — бесконечный. А чтобы наработать основные навыки, хватит и трех-четырех лет, но нужен хороший учитель.

— Как отличить «хорошего» от «хорошего, но не слишком»?

— Хороший — тот, который тренирует под музыку. Который направляет и вдохновляет. И который сам организует выступления своих учеников, чтобы они практиковались играть на публике. Потому что это совершенно отличный от репетиций опыт. Благодаря ему даже те мои ребята, которые в первый раз волновались, плакали и не хотели выходить на сцену, сейчас чувствуют себя на ней комфортно и с удовольствием выступают на наших концертах.

Зажатым ребятам я помогаю настроиться: объясняю, что даже самые опытные музыканты волнуются, что это нормально. Но волнение надо преодолеть, выйти и сыграть. И они выходят! Выступаем мы чаще всего здесь, в «Торфянике», или на городских мероприятиях. Так, во время Дня города в прошлом году мы без перерыва играли для публики шесть часов подряд под открытым небом!

Галя Безбородова

Так что научить, направить — это вполне реально, главное — чтобы у человека было желание. Со взрослыми в этом плане проще, потому что они точно знают, зачем им нужны наши занятия. С другой стороны, дети не так загружены, у них больше свободного времени, которое они могут посвящать барабанам, — это плюс. Но, опять же, дети неусидчивы, им противопоказана монотонность! Надо все время поддерживать в них интерес.

— Насколько понимаю, именно для этого вы и разработали свою методику?

— Да. Бывает, приходит ребенок, у которого совсем нет чувства ритма. Не может похлопать в такт музыке, не попадает в метроном (прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами — М.А.). И я начинаю использовать разные способы, чередовать их. Например, он хлопает в метроном, не попадает. Тогда я беру его руки в свои и его руками хлопаю. Потом отпускаю — а он уже сам правильно хлопает. Использую технику разгона ритма, то есть постепенно добавляю темп. Задания я постоянно меняю, чтобы ученику было интересно.

Вот раньше дети приходили, начинали сразу по всем барабанам бить — тяжело. Как их ограничить, чтобы они правильно занимались и при этом им интересно было? Придумал: сначала даю им немного поиграть, подурачиться, а потом мы начинаем заниматься на пэде (имитаторе барабанов, служащем для занятий по отработке техники — М.А.). Так ребенок не сразу получает желаемое и остается заинтересованным. Сначала мы бьем на одном барабане, потом — на другом, звук меняется, ученику нравится, что он на всех барабанах побил, а я радуюсь, что я ему удар поставил, потому что это самое сложное. Кстати, те, кому барабаны даются тяжело, иной раз большего добиваются. Потому что они постоянно преодолевают трудности и к этому привыкают. Тем, у кого все легко получается, моя задача — дать что-то посложнее, чтобы они не подумали, что сразу могут все. Им надо понимать: есть еще много того, чему необходимо научиться. Тогда им становится интересно. Но главная цель со всеми учениками у нас все-таки одна — научиться играть под музыку.

— Но интересно ли им играть под треки, которые выбирает для них преподаватель?

— А я не выбираю, они сами мне записи приносят! Поначалу, конечно, я пробовал отбирать музыку сам — но это не вызывало большого энтузиазма у учеников. Тогда я и обнаружил, что когда ребята учатся играть под свои любимые песни — у них намного лучше получается! Больше всего приносят композиций в стилях поп и рок. А у меня самого нет любимых исполнителей, в музыке я не придирчив. Поэтому то, что ученики приносят, я скачиваю к себе и тоже слушаю. Так что я тоже в теме.

***
фото: Дмитрий Арефьев ;Алексей Ардашев учится игре.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта