X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Мир, созданный для людей, может оказаться совершенно пустынным

Интернет вещей — понятие, которое скоро прочно войдет в обиход. Мы привыкли, что интернет есть для общения, поиска информации и других нужд. Но зачем он вещам?

Вообще интернет вещей — это сеть устройств, которые подключены к интернету, управляются через него и могут обмениваться данными друг с другом. Вы можете пообщаться с почтовым ящиком или спросить совета по питанию у холодильника. Ваш будильник через интернет может общаться с кофе-машиной. И как только он вас разбудит, она начнет варить кофе. Фитнес-браслет может отслеживать ваше сердцебиение и сообщит о проблемах напрямую электронному доктору. А лампа может менять тип и интенсивность освещения в зависимости от погоды, ваших привычек и времени суток за окном (эта разработка, к слову, появилась в Тюмени).

Eсли экстраполировать все вышесказанное на город, то мы получим проект «Smart city». Руководит им Олег Данилов, доктор технических наук, заслуженный деятель науки РФ. По словам эксперта, IQ нашего города достаточно высок. Мы входим в первую десятку самых умных городов страны.

В Тюмени планируют ввести умное ЖКХ — счетчики, которые не только сами будут передавать информацию, но и проведут анализ, где мы используем ресурсы расточительно и могли бы сэкономить. Помимо этого, в городе уже есть умные светофоры, шлагбаумы, парковки, контролеры климата на производстве и многое другое.

Но какое место в этом мире умных вещей останется человеку? Не лишимся ли мы однажды работы?

— Это одна из проблем цифровизации, — признает Олег Данилов. — В умном производстве у нас две задачи: увеличение качества эффективности выполнения работы и экономическая эффективность, в том числе за счет сокращения расходов на оплату работы людей.

Машины уже могут заменить водителей, бухгалтеров, юристов. Очень скоро они научатся писать неплохие романы. И профессии, требующие высокой квалификации, для искусственного интеллекта доступны.

— Умная медицина — одно из ключевых направлений умного города. Сегодня уже доказано, что с помощью искусственного интеллекта можно увеличить процент верных диагнозов и объективность диагностики. Eсли среднестатистический врач определит диагноз с вероятностью в 70 процентов, то ИИ сделает это с точностью в 85 процентов, — говорит Олег Данилов. — А если учитывать, что врач может быть молодым, неопытным, уставшим…

— Что, если ИИ ошибся и человек пострадал? Кто виноват? — спрашиваю я.

— А кто виноват, если ошибся врач?

— Врач.

— Что же, это действительно еще один вопрос, по которому ведутся дискуссии. Кому нести ответственность за ошибки и неверные действия ИИ? Eсть целый ряд людей, которые занимаются разработкой и обучением искусственного интеллекта. Но, на мой взгляд, должен быть человек, который контролирует работу ИИ в медицине. Особенно если диагноз серьезный.

Полностью исключить человека невозможно. Но помощь профессионала понадобится только в нетипичных или сложных случаях. Значит, у живого медика должна быть высокая квалификация. Середнячки, специалисты-функции уйдут в прошлое.

В Тюмени умная медицина тоже развивается. Eсть несколько IT-продуктов, созданных в нашем городе как для управления клиникой на расстоянии, так и для определения диагнозов. Например, ведется разработка алгоритма, который на основе данных о возрасте, анализах и других факторов сам определит людей, находящихся в группе риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Eще одно направление умного города — образование. В ТИУ, например, активно используют проектную деятельность. Студенты выходят не просто с дипломом, а с готовым продуктом и стратегией его продвижения на рынок. Меняется сегодня и портрет студента — все они активные и умелые пользователи умных вещей. Но есть и недостатки. По мнению профессора Данилова, студенты плохо владеют коммуникативными навыками. И это то, чему они в первую очередь учатся в университете: общаться, работать в команде, находить компромиссы.

— А не виноваты ли в этом боты, интернет вещей и отсутствие живого общения?

— Да, так и есть, — говорит Олег Данилов. — Но, вы знаете, внедрение новых технологий контролируется сразу на нескольких уровнях. Это государство, которое думает о безопасности для себя и общества, бизнес, который ищет выгоду и эффективность, и само общество. Eсли продукт не нравится, то им не будут пользоваться.

А иногда именно общество выступает непримиримым контролером.

— В рабочей группе с нами отказалась сотрудничать женщина. Мы занимались разработкой бота (искусственного собеседника), а ее убеждениям эта идея противоречила. «Ничто не заменит живого общения», — сказала она. И, хотя я выступаю за разработку новых технологий, я с ней спорить не стал. Действительно, ее мнение имеет право на жизнь. И поэтому мы должны вместе обсуждать внедрение технологий и искать компромиссы.

Однако обсуждать слишком долго не получится. Данилов предупреждает, идет гонка цифровизации. Eсли мы не придумаем и не используем новую технологию — ее до нас применят другие, а значит, заработают на этом деньги или стратегические преимущества. Эта гонка не оставляет места для рефлексии.

Посмотрим, какое место она оставит для нас самих.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта