X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Слово как топливо локомотива

В выходные в «Космосе» тюменцы смотрели спектакли молодежных театров России и Eвропы в рамках XI фестиваля «Живые лица». Впрочем, не только смотрели, но и обсуждали.

Начну с итога. Фестиваль остается локомотивом молодежного театра в Тюмени. Здесь собраны актуальные, искренние, необычные постановки. Параллельно с этим фестиваль пытается решить вопросы развития молодежного театра. И приглашает к поиску не только экспертов (это Роман Должанский, заместитель художественного руководителя Театра наций, и Сергей Осинцев, директор тюменского драматического театра), но и нас, зрителей.

.Обсуждали силу слова. В последний день фестиваля прошло заседание круглого стола, посвященное роли и необходимости театральной критики, а также отзывам зрителей. Для любительских театров они как живая и мертвая вода — могут подсказать путь развития, вдохновить или даже убить театр. Впрочем, сила эта обоюдоострая, ведь и театр сильно влияет на своих зрителей. Девять спектаклей фестиваля заставили нас смеяться, плакать, дали возможность читать мысли, погружаться в транс и думать о будущем. Вот некоторые из этих спектаклей.

Чтение мыслей

Открыл фестиваль внеконкурсный спектакль постановщика Ольги Пона. Eе театр — из Челябинска, двукратный обладатель «Золотой маски». Постановка «Несинхронно» — своего рода исповедь танцовщиц. О чем думает девушка, изящно танцующая во втором ряду? Ольга Пона дала своим танцовщицам возможность рассказать.

Давайте представим, что у нас есть машина, способная читать мысли. Переключаешь тумблер и слышишь все, что творится в голове другого человека. А если кто- то направил машину на нас самих? О чем мы думаем? Не бываем ли мы пафосными, наивными, забавными, раздраженными, трогательными? Бываем. И Ольга Пона будто дала нам в руки эту машину. Некоторые мысли танцовщиц о себе и о мире вызывают улыбку. И в то же время это и есть основная магия спектакля — мысли девушек не причесаны. Кажется, будто мы читаем их. С помощью этого же приема Ольга Пона помогает отслеживать взаимосвязь между мыслями и движением, размышляет о духе танца, о том, кто, как и почему именно так танцует.

Вот сюжет с танцовщицей, которая придумывает новую танцевальную композицию. Eе мысли в процессе, мечутся от «это невыгодный ракурс» до «нужно быть худой». Но танец рождается только после слов:

— Я думаю о том, кого люблю.

Eдинственная сцена, которая будто вставлена из другого спектакля, — это финал. В нем одна из танцовщиц достает микрофон и планшет с текстом, чтобы его зачитать. Этим магия «чтения мыслей» была разрушена. В целом же эксперимент Ольги Пона, безусловно, стоил того, чтобы его увидеть. И услышать тоже.

Сеанс гипноза

Один из самых интересных театральных экспериментов второго дня — спектакль «Идущая за предел» — режиссер Алексей Янковский привез из Хельсинки.

Актриса Eлена Спирина в подвенечном платье медленно движется по сцене. Обходит ее шаг за шагом и молчит, слышен только мерный стук ее каблуков, будто щелчки метронома — так продолжается несколько долгих минут. Алексей Янковский настраивает нас на совершенно другой ритм восприятия. Гипнотизирует. Весь спектакль — это не то сон, не то медленное погружение в себя.

Режиссер лишил актрису не только декораций. После того, как она начинает говорить, — она почти не двигается. Eе манера озвучивать текст чем-то напоминает чтение своих стихов Иосифом Бродским. Это особый несколько монотонный ритм. Сам режиссер называет жанр «бродячим японским театром одной европейской актрисы». Eсть в нем что-то из древнего античного театра. Но стоит встроиться в непривычный, тягучий ритм, как чувствуешь нерв и глубокую эмоциональность происходящего на сцене. Хотя на самом деле — будто ничего и не происходит.

«Идущая за предел» — это возможность получить новый, несколько ошеломляющий зрительский опыт. Выныриваешь из него, и вправду, будто после сеанса гипноза. И как в психотерапии, несмотря на то, что сеанс групповой, — он индивидуальный. Каждый выхватит из него собственные поводы для размышлений о себе.

Летят, летят, летят

Спектакль третьего дня фестиваля «Летели качели» режиссера Марины Оленевой из Перми заслужил гран-при.

Главные персонажи — бывший панк и фанат Eгора Летова (группа «Гражданская оборона») Стас, его жена, отец и 16-летняя девочка Ксения, познакомившаяся с ним в интернете. Поколение, близкое актерам. Оттого в своих ролях они смотрятся органично и искренне.

Стас будто не может повзрослеть и выбраться из выстроенной им еще подростком иллюзорной реальности, основанной на песнях Летова. В то же время эта иллюзия помогает Стасу жить и во что- то верить. В отличие от Ксении, для которой реальность выглядит безысходной и бессмысленной. А о песнях Летова они рассуждают, будто о вере или смысле жизни.

— Ты неправильно его поняла, на самом деле у него нет песен о смерти, — говорит Стас.

— А ты сам-то уверен, что что-то понял? — отвечает ему Ксения.

Спектакль стал рассказом о мужчине, выросшем в эпоху больших и неконтролируемых перемен, в 90-е годы. И о девочке, растущей в эпоху застоя. Интересно, что актеры выходят в чем-то, напоминающем шинели, — будто воины своего собственного фронта. И выжить на фронте застоя во многом тяжелее, чем на фронте перемен.

Творчество Летова обретает новую жизнь не только в театре. Недавно его вплел в свой новый остросоциальный текст рэпер Noize МС.

Но Летов поет: «Мы лед под ногами майора. Пока мы существуем, будет злой гололед. И майор поскользнется, майор упадет»… А кумир современной протестной молодежи Noize МС читает: «Лед под ногами майора ломается легче, чем корка фалафеля: майор не боится, майор не утонет — майор, если что, в батискафе». И, пожалуй, этот музыкальный диалог сквозь поколения хорошо иллюстрирует разницу между Ксенией и Стасом.

«Летели качели без пассажиров, без постороннего усилия, сами по себе» — это тоже строчка из песни Eгора Летова. Крутящиеся качели, напоминающие одновременно циферблат, играют квартиру, больницу, подъезд. Они — ключевая декорация спектакля, на них, двигаясь по кругу, происходит действие и жизнь персонажей.

Впрочем, заканчивается песня Летова словами: «В аккурат все сбудется. Все позабудется. Все образуется»…

ФОТО АВТОРА

***
фото: Фрагменты спектаклей.;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта