X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

О неотвратимости судьбы

Что мы видим, пристально вглядываясь в художественное полотно?

Имя художника и название? Буйство красок? Или пытаемся прочесть по ним образы главных действующих лиц и сюжетную линию, которая легла в основу картины? Имело бы для нас такую значимость изображение Марии с младенцем, если бы мы не знали, что произойдет с ними? Картины говорят с нами, сколько бы лет или веков назад они ни были созданы.

«Эдип и Антигона», академическая работа Карла Брюллова, создана по заказу в 1821 году

На картине изображена кульминация скитаний Эдипа и его дочери Антигоны. Трагедия Софокла «Царь Эдип» сделала это имя нарицательным. Невольный убийца своего отца, в наказание осужденный жениться на собственной матери, он не смог вынести правды, которая раскрылась перед ним лишь десятилетия спустя. Он ослепляет себя. Отвергнут близкими, уходит в скитания, где размышляет о неотвратимости судьбы. Ведь о том, какое будущее уготовано, Эдип узнал еще в юности. Но, как все юноши, уверенный, что сумеет избежать жизненных сложностей, только приближал трагический финал.

Перед зрителем Антигона, поддерживающая отца. Белые кожа и туника подчеркивают ее знатное происхождение. Темные волосы растрепались. В глазах отчаяние и грусть — конец пути ей неизвестен. Позже ценители изобразительного искусства скажут, что ее образ — идеал любви к родителям, символ дочерней самоотверженности. А зритель, который впервые знакомится с полотном, видит раздавленную обстоятельствами женщину. Художник дает ей шанс, изображая в нижнем правом углу небольшой костер. Огонь надежды должен обогреть и накормить скитальцев.

Царь Эдип в темном. Ноги обмотаны полосками ткани. Вероятно, сандалии в долгих скитаниях уже изношены. На лице Эдипа читаем мы усталость и нежность к дочери. Eго левая рука на ее плече. Видно, что он не столько опирается на нее, сколько хочет обнять, защитить. Eще одна точка опоры — посох. В символике он означает орудие управления. На картине Эдип держит скорее даже простую палку, нежели пастушеский посох, что одновременно и поддержка в изменчивом мире, и символ потери власти.

Обе фигуры написаны на фоне неприступных скал, которые защищают их спины и говорят о незыблемости мира и мимолетности человеческой жизни. Eсли для зрителя картина наполнена фатальностью, то для Карла Брюллова она и ее сиквел «Раскаяние Полиника» стали пропуском для обучения в Италии, где были созданы его самые известные работы. В том числе и «Последний день Помпеи».

Стоит сказать, что скитания Эдипа вдохновили многих художников XIX века. «Эдип и сфинкс», «Странник Эдип» Густава Моро, «Эдип отвечает сфинксу» Доминика Энгра, «Эдип и Антигона покидают Фивы» Шарля Жалабера, композиция «Эдип и Антигона» скульптора Жана Батиста Юга стали украшением музейных коллекций. Возобновление интереса к античной трагедии было подстегнуто историческими находками и итальянской художественной школой, где проходили практику многие известные художники.

В XX веке эта история стала источником вдохновения для писателей, музыкантов, кинематографистов и психологов. Достаточно упомянуть эдипов комплекс, описанный Зигмундом Фрейдом. У каждого своя вариация смыслов и знаков, а именно это и есть суть творчества — вдохновлять и заставлять размышлять современников и потомков.

***
фото: Шедевр художественной коллекции музейного комплекса имени Ивана Словцова «Эдип и Антигона», автор Карл Брюллов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта