X

  • 29 Март
  • 2024 года
  • № 33
  • 5532

История с долгостроем

Не знаю, кто больше рад окончанию эпопеи с долгостроем на углу улиц Ленина и Кирова: жильцы соседних с ним домов на улицах Семакова и Урицкого или коллектив «Тюменского курьера».

Первая корреспонденция об этом долгострое в нашей газете датирована сентябрем 2009 года. Хотя сама история началась десятью годами раньше.

«Своя «Вавилонская башня» — так называлась публикация от 10 сентября 2009 года. В ней были приведены мнения разных сторон по поводу затянувшегося строительства многоэтажки:

«- У нас и так нет двора — детям негде гулять, — говорит Надежда Кузнецова с улицы Семакова, 25, — а когда начали строить этого «монстра», захватили последние метры свободной территории, вырубили все деревья.

Надежда Константиновна рассказывает, что сначала на схеме, размещенной на информационном щите, было указано, что строится разноуровневый дом — от 3 до 5 этажей. Но шло время, и аппетиты застройщика росли. Новостройка разрасталась вширь и в высоту.

— Сначала построили пять этажей, потом — 10, а сейчас я насчитала уже 13, — ужасается Кузнецова. И перечисляет проблемы, которые могут возникнуть с вводом дома в эксплуатацию:

— Представляете, какая нужна парковка в этом районе, чтобы вместить автомобили всех жителей многоэтажки, работников и посетителей офисов, которые будут располагаться на первом этаже? Улица Ленина узкая, а этот дом вылез за «красную линию» на 1 м 20 см. Представляете, если на проезжей части еще начнут парковать автомобили, какие это пробки создаст? Но больше всего мы боимся, что дом рухнет — ведь изначально фундамент закладывался под пятиэтажку».

Как выяснилось, не только жителей соседних домов беспокоило строительство. Eще больше его судьба волновала частных инвесторов, вложивших в долевое строительство свои кровные:

«- Я уже все инстанции обошел, — рассказывает Александр Латышев, один из первых частных инвесторов, купивший квартиру в будущем доме на углу улиц Ленина и Кирова. — Писал заявления и в суд и в прокуратуру. Eсть официальный ответ из Госстройнадзора, что разрешения на перепроектирование и смену этажности этого здания у застройщика нет. Но дом продолжают строить!»

Спартанское спокойствие тогда демонстрировал только застройщик — директор ПСК «Континент» Станислав Пасичник:

«- У меня нет никаких проблем ни с контролирующими органами, ни с дольщиками, — заверяет он. — И с документацией все в порядке. А этажность у этого дома с самого начала такая была запланирована. Не верьте никому».

Следующая публикация вышла 29 октября того же года под заголовком «Коли застройщик теряет доверие…» В ней рассказывалось о совещании в Главном управлении строительства области, на котором присутствовали все стороны конфликта — от обманутых дольщиков и Станислава Пасичника до представителей городской и областной власти. А также соседи долгостроя. Пытались сообща найти выход: то ли достраивать дом, то ли демонтировать верхние этажи. То ли разбирать дом полностью, поскольку помимо превышения этажности за ним были и другие грехи — он вышел за границы отведенного участка и заступил за красную линию, что переводило его в разряд объектов незаконного строительства. Любопытно, что в заложниках создавшейся ситуации оказались все: и дольщики, заплатившие за квартиры на тех самых лишних этажах, и госслужащие.

«- Почему чиновники молчали до сих пор? Почему раньше не заставили Пасичника согласовать измененную этажность? Почему допустили к работе недобросовестного застройщика? — спрашивал Юрий Мыльников.

Объяснения Сергея Бауэра, что Госстройнадзор «провел 15 проверок и выписал застройщику с десяток предписаний и штрафов», дольщикам не показались убедительными. Между тем, как позже объяснял мне Бауэр, полномочия Госстройнадзора ограничены. Максимум, что вправе сделать инспекция, — приостановить строительство объекта на срок от 30 до 90 дней — до устранения замечаний. И то только по решению суда. Кроме того, «застройщик в нашей стране не несет персональной ответственности за свою работу, его нельзя лишить лицензии на строительство, как это делается в других государствах. Проштрафившаяся компания завтра может легко сменить название, перерегистрироваться и продолжать работать».

К слову, так оно повсеместно и происходило буквально до нынешнего года. Только в июле 2019-го, когда государство вывело на строительный рынок банковский сектор в качестве равноправного участника, а заодно и эксперта, появилась надежда, что в нашей стране проблема с обманутыми дольщиками окончательно решится. Но тогда, десять лет назад, об этом никто и не помышлял. Здесь, в Тюмени, думали, как разрешить создавшуюся ситуацию собственными силами на основании действовавших на тот момент законов и градостроительных норм.

«Возможно, именно мнение жителей соседних домов окажется решающим в этой истории — во всяком случае, к нему придется прислушаться. Закон обязывает застройщика провести публичные слушания — без них жилой дом в густонаселенном районе госкомиссия не примет в эксплуатацию. Даже если техническая экспертиза его безопасность подтвердит. Заявку на проведение слушаний должен подать застройщик. Как и определить время проведения технической экспертизы фундамента и несущих конструкций. И назвать организацию, которая выполнит эту работу. Сергей Бауэр порекомендовал согласовать выбор организации с дольщиками и сделать работу экспертов открытой — чтобы у людей не возникло недоверия к их заключению», — писала наша газета.

Но прошло еще полгода, а ситуация не изменилась. 25 марта 2010 года выходит следующая публикация под заголовком «Долгострой отложили еще на полгода». Вот выдержка из нее:

«Теперь ни Госстройнадзор, ни департамент градостроительной политики, ни департамент земельных ресурсов не знают, как быть с этим зданием в центре Тюмени. […] Застройщик, обещавший подать документы на экспертизу «уже вчера», так этого до сих пор и не сделал. Eще одна проблема — выступ здания за «красную линию» — будет решена лишь в том случае, если установленную действующим градостроительным планом «красную линию» отодвинут минимум на полметра в сторону улицы Ленина. Произойдет ли это, станет известно не раньше августа, когда омский институт «Град» предоставит проект развития территории Тюмени, который разрабатывает по заданию городской администрации».

Eще через несколько месяцев, в октябре 2010-го, состоялось очередное собрание дольщиков и застройщика, на котором присутствовала и я. По итогам той встречи вышла корреспонденция «Неужели «синдром заложников»? Дело в том, что загнанные в угол дольщики ничего лучшего не придумали, как обвинить в своих бедах своих же собратьев по несчастью, которые начали судиться с ПСК «Континент», и журналистов. Якобы если бы мы «оставили их дом в покое», то его бы уже достроили.

«Но еще больше удивляет тот факт, что людям даже плевать на ненадежность фундамента. Они считают, что проведение экспертизы — лишь еще одна палка в колеса застройщику, — говорилось в той публикации. — Латышев, невольно оказавшийся по другую сторону баррикад, объясняет такое отношение тем, что большинство из этих людей не планируют жить в доме, построенном с такими проблемами. Но повышенное внимание к нему мешает перепродать доли, оставляя частных инвесторов в заложниках у недобросовестного застройщика».

И далее:

«Что касается публикаций в газетах, то не они привлекли внимание общественности, а, скорее, были вызваны этим вниманием. В «Тюменский курьер» приходили и писали жильцы соседних домов: разросшаяся новостройка вышла за границы отведенного под нее участка. У жителей пятиэтажек не осталось даже намека на дворовую территорию.

…Можно было бы, как просят заложники долгостроя, закрыть глаза на этот объект. Eсли бы не одно «но»: равнодушие к проблеме усугубляет ее. Где гарантия, что список обманутых дольщиков не будет расти? Достаточно сказать, что в подземной парковке, которую обещает застройщик собственникам квартир и офисов на ул. Ленина — Кирова, места продают уже от лица совсем другой фирмы».

Не буду приводить цитаты из всех публикаций, скажу только, что их за прошедшие годы вышло более двух десятков. Мы ходили на митинги, которые устраивали обманутые дольщики ПСК «Континент» у здания областного правительства и у городской администрации. Писали и о походах отчаявшихся тюменцев к Кремлю. И о том, как рабочая группа, созданная по поручению губернатора Владимира Якушева, искала варианты решения проблемы долгостроев. В конце концов, точку конкретно в этой истории поставил суд. На основании технической экспертизы, которую заказало АИЖК по Тюменской области, выкупившее дома ПСК «Континент», он вынес решение о демонтаже дома на углу улиц Ленина и Кирова. Все дольщики получили квартиры в других новостройках или вложенные в долевку деньги. В сентябре этого года белгородская компания ООО «Подрядчик», выигравшая торги на муниципальный заказ, завершила демонтаж.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото: Долгострой на стадии демонтажа;Проблемного дома больше нет.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта