X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Все хотели служить Родине и людям

Около 70 000 бойцов Красной Армии получили медицинскую помощь в госпиталях Тюмени в годы Великой Отечественной войны.

…К формированию госпиталей приступили на третий день с начала войны. Первыми были созданы госпитали NN 1498, 1499 и 1500.

Госпиталь N 1498 располагался в здании на улице Республики, 17, где сейчас находится физфак ТюмГУ, а раньше была женская гимназия. Им командовал Василий Прохорович Черномырдин, хирургом был знаменитый Павел Иванович Сазонов. Госпиталь N 1499 — сейчас здесь главный корпус сельхозакадемии, — существовал недолго, его передислоцировали, а в здании хранилось тело Ленина, перевезенное из мавзолея. Госпиталь N 1500 на улице Луначарского, где строительный институт, был головной хирургический госпиталь, им командовал Иван Степанович Карелин, главным хирургом был Николай Васильевич Сушков.

— Следом были развернуты еще одиннадцать госпиталей, — рассказывает директор музея истории Тюменского государственного медицинского университета Ирина Шорохова. — В них трудилось более 60 врачей и сотни среднего медицинского персонала.

В двухэтажном здании на улице Республики, 44 (на углу с улицей Первомайской), которое сейчас занимает стоматологическое отделение многопрофильной клиники медицинского университета, располагался госпиталь N 2475, у него был терапевтическо-хирургический профиль. Когда госпиталь въезжал сюда, горожане помогали благоустроить его: несли цветы в горшках, книги, мебель, старались, чтобы раненые бойцы чувствовали себя как дома. Тюменцы принимали участие в оборудовании пищеблока, складских помещений. Помогали и организации. Так, например, Тюменский педагогический институт пожертвовал мебель и пианино.

Хотя над госпиталем взял шефство Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа и снабжал его транспортом, продуктами питания, горожане тоже помогали, приносили крупу, яйца, молоко, — все для того, чтобы быстрее поставить раненых на ноги.

По словам Ирины Ивановны, по имеющимся документам можно увидеть, что работники госпиталя испытывали свои трудности:

— Не хватало лекарств, санитарно-гигиенических средств, бумаги, — говорит директор музея. — Рецепты выписывали и оформляли медицинскую документацию на газетах, журналах, книжных страницах между строк, на оберточной бумаге писали раствором марганцовки. Бинты стирали, гладили, отпаривали, дезинфицировали. Водопровода не было, а отопление — печное. Значит, дрова надо было колоть, носить воду, двор убирать — все это делал медицинский персонал, а если учесть, что они ухаживали за ранеными, то работы у них было очень много.

Сохранились среди музейных реликвий и воспоминания пациентов госпиталей; те из них, что достаточно окрепли, но не годились к отправке на фронт, помогали медицинскому персоналу.

Самое удивительное, что госпитали между собой устраивали соревнования. Основным критерием стал быстрый оборот койки, чтобы раненый быстрее выздоровел. Приветствовалась военная дисциплина, чтобы весь арсенал лекарственных средств использовался, это было важно.

Госпиталь N 2475 занимал одно из первых мест. Многие его работники были ударниками труда. По случаю победы в Сталинградской битве здесь прошел митинг, на котором врачи-ударники призывали коллег еще лучше лечить раненых.

За годы войны тюменское здравоохранение сильно продвинулось вперед, особенно в области хирургии. Была большая практика, и врачи других специальностей получали хирургический опыт, наблюдая за операциями.

.Геннадий Бутенко на фронте лишился кистей рук, объехал все госпитали, и никто ему не мог помочь. Чтобы сделать ему «клешню Крукенберга» (есть такая технология хирургического разделения культи предплечья на две части), сохранив возможность совершать хватательные движения и чувствительность, нужна была культя минимум в 13 сантиметров, так, по крайней мере, считалось. А хирург Павел Сазонов сделал «клешню» на культе длиной в семь сантиметров. В воспоминаниях Павел Иванович писал, что если пациент будет стараться, работать над собой, тогда он возьмется за него. С энтузиазмом Геннадий Бутенко начал разрабатывать мышцу, и хирург решился на операцию. Благодаря ему Бутенко закончил университет, аспирантуру и долгое время преподавал в вузе.

Николай Васильевич Сушков проделал сложную операцию на сонной артерии, куда попала пуля. В 98 процентах случаев такие раненые умирают. Сушков провел с ювелирной точностью операцию, и боец остался жив.

И это только пара частных случаев.

Врачи ежедневно совершали такие подвиги, стояли по 24 часа на ногах и теряли за время операции по пять килограммов. Медицинские сестры умели делать наркоз, ассистировать, всему учились на ходу. Девушки были молодые, на собственных плечах выносили раненых из прибывших на станцию санитарных поездов. Те медсестры, которые в момент прибытия поезда оказывались дома, не на дежурстве, при звуке сирены тоже бежали на выгрузку раненых. Работали очень быстро, ведь поезд надо было разгрузить за сорок минут. Восьмой и девятый вагон были заполнены самыми тяжелыми ранеными, ампутантами, им нужно было срочно оказать помощь.

— Медсестры придумали носилки с меховой полостью, причем мех был с внутренней стороны, — продолжает Шорохова. — Я читала воспоминания раненого, что внутри носилок он дышал свежим воздухом, в то время как в вагоне поезда дышать было нечем. Он почувствовал себя в раю благодаря новациям тюменских медсестер, которые были еще и няньками.

В основном в госпиталях работали выпускницы школ. Короткие курсы молодых медсестер, потом уже на месте специализация. Они умели делать многое, что сейчас не умеют делать современные медицинские сестры: например, давать наркоз (сейчас этим занимаются анестезиологи). Когда не хватало лекарственных средств, они собирали травы, лечили народными средствами гнойные раны, простудные заболевания. Многие из них после войны получили высшее медицинское образование. Врачи Суш- ков и Сазонов после войны долго работали в Тюмени, возглавляли отделения, оба в разные годы назначались на должность главного хирурга области, о них написано много книг и статей.

Фото предоставлено музеем истории Тюменского государственного медицинского университета

***
фото: Сотрудники госпиталя N 2475 в 1989 году;Василий Черномырдин;Геннадий Бутенко.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта