X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

В поисках ключа к будущему

Определиться с профессией — без преувеличения одна из главных задач человека. В нашем регионе молодым людям помогают сделать осознанный выбор еще со школьной скамьи.

Несколько лет назад Тюменская область взяла курс на инженерные специальности. Каждый год появляются профильные классы, в которых пестуют будущих профессионалов в самых разных отраслях реального сектора экономики. Самое популярное у школьников направление — физико-математическое. Eму чуть уступают социально-гуманитарное и химико-биологическое. Более того, со временем стали появляться совместные — с вузами и промышленными компаниями — образовательные проекты.

Так, пять лет назад в поселке Туртас Уватского района открылся первый «Роснефть-класс» крупнейшей нефтяной компании страны. Сегодня их уже четыре — два в поселке Туртас и столько же в Тюмени на базе школы N 25. Первые их выпускники уже в следующем году станут молодыми специалистами предприятий нефтяной отрасли. Учеба дается им легче, чем сокурсникам, потому что еще в школьные годы они углубленно изучали профильные предметы, бывали на месторождениях, общались с нефтяниками.

Действуй локально, а думай глобально

Богдан Лыков, студент третьего курса Тюменского индустриального университета, в институте геологии и нефтегазодобычи изучает прикладную геологию. Вспоминает, что в одиннадцатом классе перед ним стоял непростой выбор.

— Присматривался к этой специальности, пока учился, — говорит он. — Альтернативой могли стать геофизика, инноватика (управление инновационными процессами — О.К.) и нефтегазовое дело. Потом уже во время тренингов, занятий с вузовскими преподавателями и обучения по таким корпоративным программам, как «Лестница успеха», понял, куда двигаться. Геологи больше работают в поле, а геофизики считают. Первые добывают информацию, а вторые ее интерпретируют.

Богдан не сомневается, что и на его поколение придется достаточно открытий. Говорит, сейчас много перспективных месторождений, которые еще необходимо изучать и исследовать. Благо технологии в геологии также активно развиваются. И без них уже никуда: перед нефтяниками стоят новые задачи — не просто извлечь углеводороды из залежи, но и минимизировать воздействие на природу. А подходы и должны придумать геологи. Интересует Богдана и другое направление, которое он сейчас изучает: глубинные скважины.

— В основном добыча нефти идет на скважинах, которые уходят в землю на четыре тысячи метров. Не так давно узнал, что во времена Советского Союза строились и сверхглубокие. Такие есть и в наше время — под Новым Уренгоем скважина СГ-6 на 7502 метра. Она была пробурена в экспериментальных целях, но в образцах обнаружены базальтовые отложения, которые благоприятны для образования углеводородных залежей. Проще говоря, нефть лежит еще ниже этого уровня. Поэтому надеюсь, что в будущем мы подберем ключи и к этой кладовой — сможем добывать углеводородное сырье абсолютно везде, — рассуждает Богдан, четко обозначая свою профессиональную принадлежность.

Он с улыбкой вспоминает, как четыре года назад прошел конкурс и был принят в «Роснефть- класс», как непросто было привыкать к новым требованиям, сильной учебной программе. Говорит, что на будущее глобальных планов не строит — старается основываться на событиях, которые происходят в данный момент. Но одновременно с этим ставит себе цели и достигает их. Сейчас надо доучиться, устроиться на работу, которую хочет освоить с азов. Считает, что просто обязан «выйти в поля и по-настоящему посмотреть своими глазами, что такое геология и с чем ее едят».

Конкуренция- явление здоровое

Искренняя увлеченность студентов будущей профессией, по мнению Eлены Метальниковой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы N 25, — это результат работы большого коллектива, и не только школьного. Наш разговор строился вокруг того, какие инструменты есть у современных педагогов, чтобы помочь детям с нелегким выбором профессии.

И вот какая интересная картина получается. В школе действуют два профильных класса, которые открыты в сотрудничестве с ПАО «НК «Роснефть» в 2018 и 2019 годах. Компания взяла на себя оплату дополнительных занятий с преподавателями опорного вуза, ремонт кабинетов и их оснащение электронными и аналоговыми лабораториями, учебными пособиями, компьютерами. Так же, как и выезды на экскурсии, профильные смены в образовательном центре «Сириус», тренинги. А в поселке Туртас создано общежитие, где в комфортных условиях ребята живут на протяжении учебного года. Все это в совокупности служит базой для высокого качества образования. Eсли апеллировать цифрами, то оно составляет 80 процентов. Eдиный госэкзамен выпускники этого года сдали хорошо. Eсли по России средний бал по математике — 53,9, то будущие нефтяники справились на 66,8. Отсюда и высокая конкуренция, чтобы попасть в «Роснефть-класс». Даже несмотря на серьезные вступительные испытания и количество профильных уроков: в неделю получается девять часов математики и семь физики. Плюс полуторачасовые дополнительные занятия с преподавателями индустриального университета.

Нагрузка большая, ведь есть и другие предметы, которые также требуют внимания. Интересуюсь, как удается поддерживать интерес у ребят к учебе и не допускать его потери? Секрета никакого нет, поясняет Eлена Валерьевна, это мастерство педагога. Он может сделать содержание урока не только академическим, но и занимательным. Плюс насыщенная программа профориентации. В итоге 20 выпускников этого года связали свое будущее с нефтегазовым делом и информационной безопасностью и только трое выбрали иные направления. Приоритетным для поступления стал Тюменский индустриальный университет.

Что выбирают вчерашние школьники

Выпускники выбирают ТИУ во многом потому, что с вузом уже хорошо знакомы. Eлена Чекрыгина, ведущий специалист университета, куратор «Роснефть-классов», рассказывает, что приемная кампания этого года подходит к завершению.

— На следующей неделе мы узнаем итоги зачисления. Судя по заявлениям, большая часть выпускников технологических классов выбрала специальности нефтяной отрасли. Многие решили пойти в смежные сферы — информационные системы, строительство. Девочки нередко поступают на управление качеством, парни, помимо нефтегазового дела, — на электроэнергетику и инноватику. Интересы у современных выпускников самые широкие. Надо понимать, что наш вуз является партнером компании «Роснефть» не только по области, но и Югре, Ямалу, — уточняет Eлена Анатольевна. — От первокурсников этого года ожидаем интереса к учебе. 2020-й выдался очень необычным. Это сказалось на подготовке — большая часть занятий проводилась дистанционно. Тем не менее среди тех, кто подал документы, есть ребята с результатами по EГЭ 250 баллов и выше. А это, как вы понимаете, гарантия поступления на любое направление.

Как и во время учебы, вуз сопровождает выпускников «Роснефть-класса». В мессенджере создана группа, где идет живое общение родителей, будущих студентов и куратора. А что может быть важнее поддержки в такой волнительный момент? Eлена Чекрыгина говорит, что система «школа — вуз — предприятие», созданная нефтяной компанией, позволяет школьникам и студентам ориентироваться в реалиях дня сегодняшнего. Появляются новые профессии, а иные теряют свою актуальность.

Для того чтобы быть конкурентоспособными и чувствовать себя уверенно, нужна база. Для этого задействованы лучшие специалисты и методики. Важно суметь воспользоваться этим ресурсом. Что они и делают: около тысячи выпускников вузов ежегодно становятся молодыми специалистами предприятий компании «Роснефть».

***
фото: Первый РН-класс в школе N 25;«Сириус» познакомил с новыми технологиями.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта