X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

На маршруте АЛСИБ

В августе 1985 года поселок Когалымский, в строительстве которого участвовали Латвийская, Литовская, Эстонская и Азербайджанская ССР, едва не назвали Дружбаградом.

Однако эту инициативу тюменского обкома ВЛКСМ не поддержал… генеральный штаб министерства обороны СССР.

Секретный аэродром

Дело в том, что на секретных военных топографических картах Западной Сибири был обозначен аэродром, построенный в годы Великой Отечественной войны для перегонки боевых самолетов из США через Сибирь по программе ленд-лиза*.

После огромных потерь советской авиации летом — осенью 1941 года Красная армия остро нуждалась в этом виде вооружения.

Согласно Московскому протоколу от 1 октября 1941 год США обязались направлять в СССР ежемесячно 400 самолетов, из них 100 бомбардировщиков и 300 истребителей.

Перегонка этих самолетов осуществлялась вначале в разобранном виде морскими судами через Персидский залив с окончательной сборкой на территории Ирака и Ирана, после чего они по воздуху переправлялись в СССР.

Летом 1942 года, когда вермахт захватил предгорья Кавказа, Сталин и Рузвельт одобрили новый маршрут доставки самолетов из США в СССР: по воздуху через Аляску и Сибирь. В истории Второй мировой войны (1939 — 1945) он получил название АЛСИБ (Аляска — Сибирь).

Авиатрассу АЛСИБ пришлось создавать заново: изыскивать в труднодоступной местности площадки для строительства аэродромов, доставлять стройматериалы, топливо, рабочую силу из заключенных ГУЛАГа НКВД. Все изыскательские и строительные работы были засекречены. Одним из таких аэродромов на маршруте АЛСИБ стало возвышенное и сухое место в 47 километрах от будущего город Когалыма. На полетных картах эту площадку обозначили по природному топониму — озеру Коголымлор**. С языка тромъеганских ханты его название переводится как «болото» (кого) или «озеро» (лор).

Сюжет для кино

Об этом аэродроме в сентябре 1990 года мне, в ту пору старшему инспектору управления КГБ по Тюменской области, сообщил начальник Когалымского отделения УКГБ майор Вячеслав Трубичкин, будущий специалист первого отдела нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».

На служебном «уазике» мы с трудом добрались до места. В пути слушали нашего проводника — ханты Михаила Вопсева.

— Как-то охотился в этих местах и заплутал малость. Стемнело. Хотел на ночевку устраиваться, но вдруг деревья расступились, и я оказался на освещенной лунным светом равнине. Утром понял — это старый-престарый аэродром. Остались вешки взлетно-посадочной полосы, бараки, землянки, погреба. Скоро сами увидите.

И мы увидели: расчищенную от леса площадку размером три на полтора километра, рулежную дорожку и место стоянки самолетов. По совокупности признаков мы предположили, что обнаруженный нами заброшенный объект — запасной аэродром подскока авиационного ленд-лиза Второй мировой войны.

Эту версию хотел использовать для сценария кинофильма известный актер и кинорежиссер Олег Янковский, который приезжал в Когалым в апреле 1993 года «почти инкогнито». Обозревателю газеты «Когалымский рабочий» Eлене Eрпоглевой он рассказал о замысле будущего кинофильма, «где наряду с художественными образами будет представлена документальная публицистика, этакая черно- белая невзрачная серость военно-тыловых будней Севера».

— О том, как я попал в Когалым, — рассказывал Янковский. — Мне в Сургуте подсказали, что возле вашего города есть какой-то заброшенный аэродром, тайна которого не раскрыта. А я — охотник до всяких тайн. Как и всякий артист, у которого развито воображение.

Начальник АЛСИБ

Героем будущего кинофильма режиссера Янковского мог стать легендарный полярный летчик Герой Советского Союза Илья Мазурук. Он родился в 1906 году в Бресте в белорусской рабочей семье. После школы-семилетки работал помощником машиниста электростанции в Липецке. В 1927 году по комсомольской путевке направлен в Ленинградскую военную школу летчиков.

Бортмехаником в экипаже знаменитого героя Гражданской войны Вильгельма Каминского, будущего строителя и начальника аэропорта Внуково в Москве, Мазурук участвовал в чекистско-войсковых операциях против басмачей в Средней Азии. Приказом ОГПУ награжден именным оружием — пистолетом «Маузер» с дарственной надписью: «За успешную борьбу с контрреволюцией».

С 1932 года служил летчиком на Дальнем Востоке. На гидросамолете «Юнкерс» доставил правительственную комиссию на место строительства Комсомольска-на-Амуре. В мае 1935 года за 45 часов совершил перелет Москва — Сахалин, за что получил орден Красной звезды. Затем осваивал воздушную трассу Тюмень — Тобольск — Остяко-Вогульск — Салехард и обеспечивал проводку судов в Карское море. В 1937 году отличился при высадке первой дрейфующей научной экспедиции на Северный полюс и был удостоен звания Героя Советского Союза. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов полковник Мазурук командовал отдельной ночной эскадрильей тяжелых бомбардировщиков ТБ-3. Когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз, он сформировал из полярных летчиков авиационную группу по защите арктических конвоев союзников СССР, доставлявших в Архангельск и Мурманск грузы военного назначения. В пути суда подвергались опасным бомбардировкам с воздуха и торпедным атакам подводных лодок противника.

Всего с 1941 года по 1945 годы в Арктике затонуло 18 боевых кораблей и 87 торговых судов союзников; погибло 1944 моряка Королевского военного флота Великобритании и 829 моряков торгового флота.

Полковник Мазурук лично спасал людей с затонувших и поврежденных пароходов, вступая при этом в боестолкновения с командами немецких подводных лодок. В представлении на награждение его орденом Красного знамени отмечено: «Будучи командиром экипажа гидросамолета «Консолидейтед» Н-243, проявил отвагу и настойчивость в деле спасения американского парохода «Винстон-Салем» с военными грузами. При преследовании немецких подводных лодок это судно выбросилось на берег у Новой Земли. Полковник Мазурук совершил посадку в этом месте, вернул с берега обратно на корабль всю команду, организовал снятие парохода с мели и отправил его в порт Архангельск, охраняя от немецких подводных лодок. Таким образом, пароход и 6000 тонн военных грузов были спасены.

За несколько дней интенсивных полетов полковник Мазурук подобрал с потопленных подлодками противника судов каравана РQ-18 в районе Новой Земли 183 английских и американских моряка. При этом в бою с командой немецкой подводной лодки был ранен, а один из членов его экипажа убит.»

В августе 1942 года Мазурука назначили начальником воздушной трассы АЛСИБ. От заводов-изготовителей до Фэрбенкса на Аляске, где находилась советская военная миссия по приемке, самолеты пилотировали американские летчики. Дальше: через Берингов пролив, бухту Провидения в Анадырском заливе до Красноярска доставку ленд-лизовских самолетов производила специально сформированная авиационная дивизия, которой до окончания войны командовал Мазурук. Дивизия состояла из шести авиаполков, укомплектованных опытными летчиками Главсевморпути. В общей сложности самолеты должны были пролететь примерно 14000 километров. Летели над сплошной сибирской тайгой и болотами. Пилотов предупредили: при авариях и вынужденных посадках искать и спасать их не будут. Приходилось рассчитывать на собственные силы и везение. Повезло немногим. При перелетах потерпели катастрофу 85 самолетов, погибли 115 летчиков. В тайге до сих пор находят обломки ленд-лизовских самолетов и останки погибших пилотов.

В сибирской части трассы АЛСИБ зимой почти постоянно стояли лютые морозы, часто доходившие до 50 градусов. Самолеты на транзитных аэродромах покрывались ледяной коркой. Масло и смазка становились твердыми, как камень, резина хрупкой. Ломались шланги, выводя из строя тормоза и гидравлику. Ангаров не было, все регламентные и ремонтные работы выполнялись под открытым небом.

В короткое летнее время возникали другие трудности: туманы на аэродромах, низкая облачность, гнус, лесные пожары.

Густым дымом заволакивались большие пространства. Тогда приходилось прибегать к слепым полетам, ориентируясь по рекам.

В Красноярске американские самолеты принимала специально созданная комендатура ВВС Красной армии. Дальше, на фронт, их переправляли по воздуху, как правило, группами, в строю «клин». Вел такую группу лидер — бомбардировщик «Бостон», за ним следовали истребители «Аэрокобра», «Киттихаук», «Тандерболт». Замыкал строй транспортный Си-47 «Дуглас». Eго экипаж следил, чтобы не было отстающих. Передав самолеты в пункте назначения, летчики 1-й перегоночной авиадивизии возвращались на этом «Дугласе» к месту своего базирования.

В наградном листе на орден Отечественной войны 1-й степени отмечено: «Полковник Мазурук лично руководит всей перегонкой самолетов, регулярно бывает в аэропортах и в полках, расположенных на трассе. За 14 месяцев. трасса полностью освоена для нормальных полетов. Лично тов. Мазурук перегнал на участке протяженностью 13000 км 36 самолетов и провел в качестве лидера 142 самолета с налетом свыше 600 часов.»

Одиночный полет

Позднее командир 1-й перегоночной авиадивизии Мазурук признал: «но перелетами и поодиночке». Для таких одиночных перегонов он приказал построить в Среднем Приобье, среди болот и озер, секретный аэродром подскока. Это место Мазурук заприметил, когда служил в 30-е годы в Обском отдельном авиаотряде, базировавшемся в Тюмени на озере Андреевском. Пилоты этого отряда осваивали тогда новые воздушные трассы по Иртышу, Оби и ее притокам.

Промежуточную посадочную площадку с привязкой к озеру Коголымлор строили трудпоселенцы — высланные в Сургутский район крестьяне. Строительство секретного оборонного объекта курировал начальник Управления особого аэродромного строительства НКВД СССР в Омской области лейтенант госбезопасности Георгий Назаренко. «За ввод в эксплуатацию аэродрома специального назначения с положительными оценками его наградили орденом Красной звезды. После образования 14 августа 1944 года Тюменской области назначен начальником спецпоселений областного УНКВД. В 1951 — 1954 годах — начальник УМВД по Тюменской области.

Всего с 1942 года до окончания 1 сентября 1945-го Второй мировой войны из США в СССР по ленд-лизу поступило 22196 самолетов разных типов, что составило 18 процентов самолетного парка Красной армии (советская авиационная промышленность выпустила более 122000 самолетов). По летно-техническим характеристикам ленд-лизовские самолеты не уступали аналогичным типам люфваффе, а порой и превосходили их.

Достаточно сказать, что летчики 16-го гвардейского истребительного авиационного Сандомирского ордена Александра Невского полка, которым командовал уроженец Новосибирска, трижды Герой Советского Союза майор Александр Покрышкин, с 1943 года и до победы воевали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра» (их поступило из США в СССР по ленд-лизу 7352). Покрышинский авиаполк уничтожил 497 самолетов противника. Героями Советского Союза стали 16 летчиков полка, а двое — Григорий Речкалов и Александр Клубов — удостоены этого звания дважды. За управление самолетом «Аэрокобра» президент США Рузвельт наградил в июне 1943 года Покрышкина медалью «За отличную службу».

Кроме «Аэрокобр», в СССР поставлялись бомбардировщики А-20 «Бостон» и В-52 «Митчел», истребители Р-40 «Томагаук» и «Киттихаук», летающие лодки «Каталина» и военно-транспортные самолеты С-46 и С-47.

По мнению историка Леонида Млечина, авиационный ленд-лиз сыграл существенную роль в боевых действиях советской авиации на фронтах Великой Отечественной войны, не говоря о той моральной поддержке, которую ощущали наши воины, видя, что американцы и англичане участвуют в общей борьбе против фашизма.

Перегоны американских самолетов по маршруту АЛСИБ приравнивались к боевым вылетам. 1-я перегоночная авиадивизия была награждена 5 ноября 1944 года орденом Красного знамени. Командир соединения генерал-майор Мазурук отмечен тремя орденами, медалями и Серебряным крестом ВВС США.

После войны он в должности начальника Управления полярной авиации Главсевморпути совершил 254 полета на дрейфующие научные станции в Арктике, а в январе 1956 года первым осуществил посадку самолета АН-2 на вершину айсберга в Антарктиде. Из полета на остров Котельный в Северном Ледовитом океане привез белого медвежонка и подарил Московскому зоопарку. Этому событию поэт Самуил Маршак посвятил стихотворение.

Но отважному, успешному и удачливому полярному летчику не везло в любви. Eго жена Виктория из подаренной Сталиным восьмикомнатной квартиры в центре Москвы ушла в коммунальную комнату на окраине столицы к малоизвестному тогда писателю Вадиму Кожевникову. Позднее одно из его произведений — роман «Щит и меч» о подвигах советского разведчика Александра Белова, внедренного в немецкий Абвер под именем Иоганна Вайса, станет настольной книгой будущего подполковника КГБ Владимира Путина.

Дочь Мазурука Ирина (р. 1936) стала киноактрисой и гражданской женой главного режиссера московского театра «Современник» Олега Eфремова. Потом уходила к писателю Вилю Липатову, автору наиболее известного романа «И это все о нем.» (1974) и к кинодраматургу Киму Бакши.

А генерал-майор Мазурук скончался 2 января 1989 года в Москве и похоронен на Троекуровском кладбище.

Коллекционер из США

После окончания Второй мировой войны АЛСИБ прекратил свое существование. Построенный в окрестностях будущего города Когалыма запасной аэродром подскока законсервировали. В случае возможной войны с США он должен был принимать бомбардировщики ТУ-4 и ИЛ-28. Утвержденное Политбюро ЦК ВКП(б) 24 октября 1951 года постановление Совета министров СССР «Об оперативной сети аэродромов на воздушной трассе Москва — Хабаровск» предписывало оборудовать такие аэродромы «жилыми и служебными постройками, обеспечить бензохранилище, радиолокатор, средства связи, трактор для укатки летного поля». Такие аэродромы могли также использовать в 1950-е годы для доставки ядерных зарядов для учебных целей на Новой Земле.

В конце 1960-х — начале 1970-х взлетно-посадочную полосу среди когалымских болот пытались приспособить для доставки в Сургутский район труб, стройматериалов и горючего. Однако после постройки железной дороги Тюмень — Тобольск — Сургут (первый поезд пришел в Сургут в августе 1975 года) такая необходимость отпала. О ленд-лизовском аэродроме в окрестностях Когалыма забыли, а упоминание о нем осталось лишь на секретных военных картах.

Версия о принадлежности этого аэродрома к маршруту АЛСИБ неожиданно подтвердилась через девять лет после его обнаружения. В сентябре 1999 года мне позвонил начальник службы безопасности аэропорта Рощино в Тюмени Михаил Чазов, бывший заместитель начальника УКГБ по Тюменской области, возглавлявший до службы в органах госбезопасности Тюменский обком ВЛКСМ.

— Какой-то американец прилетел в Тюмень из Москвы через Новосибирск. Ищет самолет, пропавший здесь во время войны. Поговори с ним.

Мы встретились в вестибюле отеля «Тюмень». Крис Корриган — отставной майор ВВС США, участник войны во Вьетнаме, разбогатевший на перепродажах нефтеносных участков в Техасе. Увлечен коллекционированием и исторической реконструкцией самолетов времен Второй мировой войны. Об исчезновении в болотах нашего края перегонявшегося по авиатрассе АЛСИБ истребителя «Киттихауки» ему рассказал во Франции ветеран авиаполка «Нормандия-Неман», у которого он купил самолет ЯК-3.

Эскадрилья «Нормандия», состоявшая из французских летчиков, прибывших летом 1943 года в Советский Союз из Ливана через Сирию и Иран, была сформирована по решению руководителя Французского комитета национального освобождения генерала Шарля де Голля и правительства СССР. Командование ВВС Красной армии предоставило французским пилотам самолеты ЯК-3 и младший технический персонал. С марта 1943 года они принимали участие в боевых действиях на советско-германском фронте (в июле того же года эскадрилья преобразована в истребительный авиаполк). За отвагу и мужество, проявленные при освобождении Белоруссии, полку присвоено почетное наименование «Неманский». Летчики авиаполка «Нормандия-Неман» сбили 273 самолета противника. Собственные потери — 42 летчика, в их числе первый командир полка майор Жан-Луи Тюлян, погибший 17 июля 1943 года в боях под Курском. Четверо французов стали Героями Советского Союза, один из них — посмертно. 19 февраля и 5 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий полк награжден орденами Красного знамени и Александра Невского. 15 июня французские добровольцы на 41 подаренном им самолете возвратились на родину. В марте 1960 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Нормандия-Неман». Вся страна узнала про французских пилотов, участвовавших в боях за освобождение Орла, Eльни, Смоленска, Витебска, Орши, Минска, во взятии Тильзита и Кенигсберга.

Разыскиваемый коллекционером из США Корриганом фронтовой истребитель «Киттихаук» по тактико-техническим данным уступал «Аэрокобре». Об этом Сталин даже писал Рузвельту: «Следует иметь в виду, что самолеты «Киттихаук» не выдерживают борьбы с нынешними немецкими истребителями». После войны сохранилось лишь несколько самолетов этой модификации. Поэтому пропавший в 1944 году в болотах Среднего Приобья имеет большую историческую и денежную ценность.

Тогда я рассказал заокеанскому искателю авиационных артефактов о природно-климатических особенностях нашего края и предположил, что его бездонные недра не отдадут свою военную «добычу».

А сам по-прежнему надеюсь, что нефтяники общества «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» наткнутся случайно на ленд-лизовский «Киттихаук» и поместят его на исторической площадке реконструированного ленд-лизовского аэродрома рядом с памятником начальнику АЛСИБ полярному летчику Герою Советского Союза генерал-майору авиации Мазуруку.

Пока единственный памятник пилотам воздушной трассы Аляска — Сибирь есть только в городе Фэрбенксе штата Аляска, США.

* (англ. lend-lease, от lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду) система передачи США взаймы или в аренду военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия странам-союзницам по антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Поставки по ленд-лизу получили 42 государства, в т.ч. СССР.

** Коголымлор, озеро (пл. 15,2 кв. км), 37 км к северо-западу от г. Когалыма.

***
фото: Истребитель «Аэрокобра».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта