X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Дом с аркой и его родственники

Дом N 32 по улице Первомайской, памятник архитектуры, находится в плачевном состоянии. На его останки, чтобы не пугал прохожих и проезжих, натянута ткань с нарисованным фасадом.

Реплика в фейсбуке: «Сейчас нововведение — затягивать разрушенные дома тряпками (иначе никак не назовешь). И надписи на мраморных досках только дискредитируют государство. Лучше бы написали о хозяине дома, его заслугах, тогда народ, возможно, не так бы варварски относился к памятникам истории».

О главном герое

Eсть в этой реплике резон. Информацию о доме, его истории, хозяевах, их родственниках и наследниках мы нашли. Пусть и очень скупую.

Дом туринского мещанина Ивана Саввича Замятина построен в 1872 году по проекту 25-летнего архитектора Зелислава Полонского. Своеобразие краснокирпичного здания в том, что оно, как пишут историки, «несет на себе отзвуки декора архитектуры раннего классицизма» (эту фразу очень любят повторять, только в нашей газете она напечатана несколько раз). Некогда его называли «дом с аркой».

Решением Тюменского облисполкома N 3 от 8 января 1990 года дом Замятина поставлен под охрану как памятник архитектуры регионального значения. Здание представляет ценность по многим причинам. Например, потому, что среди городских памятников архитектуры преобладают постройки начала XX века, а дом Замятина относится к веку XIX, когда в Тюмени каменного жилья почти не было.

Eще одна любопытная деталь: говорят, в пятидесятых-шестидесятых годах здесь размещалось общежитие драмтеатра, который тогда находился через дорогу, на углу улиц Первомайской и Герцена. Актеры в Тюмень приезжали работать со всех уголков СССР, и общежитие было необходимо. Впоследствии к зданию театра пристроили флигель, и нуждающиеся в жилье актеры переехали в него.

Близнец по соседству

У дома Замятина был брат-близнец, который стоял на нынешней улице Ленина (ранее — Спасской) напротив сегодняшнего кафе «У Раневской». Он был снесен до того, как подобные дома начали приобретать статус памятников, — в конце 80-х годов. В доме-близнеце в XIX веке жил брат Ивана, Никита Саввич Замятин. Впрочем, некоторое отличие у домов имелось: окна второго этажа в доме на Первомайской были стрельчатые, а на Ленина — овальные.

В Текутьевском некрополе сохранилась могила Никиты Саввича, который умер в 1903 году. Могила Ивана не сохранилась, но известно, что он похоронен в той же ограде, что и брат. Чем занимались братья Замятины, к сожалению, узнать не удалось.

Eсть некоторые сведения о наследниках Замятиных и об истории дома на Ленина-Спасской. Ими поделилась Наталья Блинова, некогда жившая в доме на Ленина. Когда-то она работала корреспондентом газеты «Тюменская правда» и писала об истории своего двора.

— Семью Замятиных в двадцатые годы раскулачили, в дом заселили жильцов, в каждую комнату по семье, — рассказывает она. — Сын Никиты Саввича Яков Никитич Замятин был бухгалтером на фанерном комбинате, — вспоминает Наталья Алексеевна. — Я дядю Яшу не помню, но соседи рассказывали, что он был очень доброжелательным. Не знаю, за что его расстреляли.

После раскулачивания жена Якова Замятина Зинаида, которая тоже была бухгалтером, и их дочь-инвалид Маргарита остались жить в одной из комнат дома. Дочь ходила в круглой деревянной стойке- ходунках, которая, когда девочка была дома, стояла в общем коридоре.

— Тетя Зина тоже была очень болезненной — ее постоянно увозили в больницу. И я помню, как мама брала лошадь в яслях, где работала, и привозила тетю Зину домой из больницы. А я бегала покупала хлеб на обе семьи, нашу и Замятиных, — вспоминает Блинова.

Второй сын Никиты Саввича, Антон, переехал в Свердловск. Он всю жизнь опекал невестку и племянницу.

Двор и дом, как и все дома в те времена, жили дружно. Соседи друг друга знали, общались, помогали чем могли.

— Мой папа был шофером, самым уважаемым во дворе человеком, — гордо говорит Наталья Алексеевна. — Остальные соседи были учителями, врачами. Интеллигентный двор. Когда я, вымыв пол, вылила воду во двор, сосед, главный санитарный врач города дядя Коля Флеровский*, сказал, что «такого делать нельзя». Я на всю жизнь это запомнила. К моим соседям в гости ходили Гордеевы, Сушковы — династии этих врачей в нашем городе до сих пор продолжаются.

В восьмидесятые, когда дом Никиты Замятина на улице Ленина решили снести, Наталья Блинова жила в Ангарске. Но ее родственники сохранили кое-какую мебель, принадлежавшую хозяевам и доставшуюся Блиновым после раскулачивания Замятиных. Стул, швейную машинку, на которой любила в детстве качаться Наталья Алексеевна. Возможно, это все, что сегодня осталось из наследства Замятиных.

Не считая, конечно, дома N 32 по улице Первомайской, ожидающего реставрации.

* Николай Петрович Флеровский.

На сайте Роспотребнадзора есть информация, что в 1949 году он организовывал работу городской санитарно-эпидемиологической станции, был ее первым главным врачом. А до этого главным санитарным инспектором. С перерывом на войну (уходил на фронт и вернулся).

***
фото: Во дворе дома N 32 по улице Первомайской.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта