X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Волшебный пинок Павла Ситникова

Руководитель клуба путешественников «Эко-тур72» считает., что читать стихи и книги у костра сейчас не модно. К кострам он относится жестко: только для согрева. А книги надо читать дома.

Eсли говорить о доме, то Ситников недавно переехал на новую квартиру.

— При переездах люди что-то теряют, а я дарю, — рассказывает Павел Сергеевич. — Отдал знакомым более тысячи книг, только краеведческих семь рюкзаков отнес в литературно-краеведческий центр, моржам клуба «Кристалл» отдал шесть сумок художественной литературы. Впрочем, моя библиотека от этого не оскудела. Даже квартиру выбирал с тем расчетом, чтобы в ней можно было разместить больше книжных шкафов.

— Давно вы начали собирать свою библиотеку?

— Eще с советских времен. В школьные годы мечтал купить «Иллюстрированную жизнь животных» Альфреда Брема, все десять томов. Нашел бабушку, у которой было собрание 1895 года. Но хозяйка расставаться с книгами не захотела. Однако несколько лет спустя в музее, где я работал, раздался звонок из собеса: «У нас тут старушка умерла, родственников у нее нет, хоронить не на что, все ее богатство — огромная библиотека по биологии. Может, музею нужны такие книги?» В тот момент трубку в отделе мог снять любой, кто находился рядом, но именно я оказался у телефона. Вот это подарок судьбы, подумал я и побежал занимать денег. Выкупил книги, расставил по полкам, но до сих пор боюсь их открывать. Не из-за ветхости, хотя им больше 120 лет. Просто Брем так увлекательно рассказывает о жизни животных на разных континентах, что боюсь увлечься. Такие издания не могу читать просто из интереса, сразу делаю пометки, куда можно поехать, что посмотреть. Когда мне было лет 15, в руки попались монографии Жана Анри Фабра, которого Виктор Гюго назвал «Гомером насекомых», так я их так залистал-зачитал, еще немного — и протер бы страницы до дыр. Именно тогда и решил стать зоологом.

Руководством к действию для Павла Ситникова много лет служили статьи, опубликованные в журнале «National Geographic», оттуда он брал идеи маршрутов путешествий. Даже получил сертификат, что является членом международного географического общества. О своей увлеченности иностранными публикациями жалеет. За державу, говорит, обидно. Тем более, что теперь и без этих журналов может придумывать такие поездки, находить такие места, тропы и достопримечательности, какие турагентствам неведомы. Библиотека географических изданий с описанием чудес и загадок природы по всему миру у него огромная. Большинство книг изучены от корки до корки, на их основе составлены непопсовые, как он их называет, маршруты. Eсли он где-то еще не был, то, обещает, скоро будет. Дал себе такой зарок. И даже «волшебный пинок» придумал, чтобы случайно не засидеться дома.

— Какие книги вы посоветуете начинающим путешественникам?

— Скажу честно: таких книг сейчас нет, — говорит Ситников. — Нет авторов, которые могли бы сравниться с классиками литературы о путешествиях. Кроме того, сейчас больше верят интернету, чем — и это печально — печатным изданиям. Все считают себя гуру в области путешествий, ведь в виртуальной реальности, кажется, есть все. Отчасти поэтому ликвидировали профильные библиотеки в ТюмГУ, у студентов теперь информация в айфоне. А я еще помню те времена, когда возил домой из Москвы чемоданы книг и палку колбасы. И то, и другое было дефицитом. Теперь библиофилы в любой отрасли считаются вымирающим классом. Хотя справедливость такой оценки, на мой взгляд, спорна. Eще посмотрим, что окажется более достоверным и долговечным.

— Eсть у вас книга, которая послужила отправной точкой любви к путешествиям?

— В отрочестве мечтал стать путешественником, начитавшись Жюля Верна и Майн Рида, у соседки было полное собрание их сочинений. Дома мы устраивали семейные читки по очереди — мама, я, брат. Семья у нас была читающая, мама работала учителем литературы. Читать я научился рано, и в детском саду в сончас, когда всех укладывали спать, мне давали книжечку, чтобы я читал вслух и воспитательницы могли отдохнуть.

— Как относитесь к книгам о фантастических путешествиях?

— Мне больше нравятся книги о реальных путешествиях, написанные талантливыми журналистами, нескучные, с юмором. Таких книг немного. Книги Федора Конюхова мне кажутся скучными, за путешественника я его не считаю. Он — бродяга. В чем разница? Бродяга сосредоточен на себе, рассказывает о своем внутреннем мире, о том, что он переживает, а путешественники рассказывают о достопримечательностях, обо всем интересном, что встречают на своем пути. Они восхищаются самим путешествием, а не путешествием в себе.

— Для чего же, на ваш взгляд, люди отправляются в путешествие?

— Eсли они едут на пляже полежать или на что-то поглазеть, то это, на мой взгляд, примитив. Красота в путешествии всегда идет бонусом. Надо из путешествия вытащить самое необычное, загадочное, то, что вызывает споры, то, о чем, возможно, еще нигде не написано. Вокруг таких тайн много. В мире еще столько необъяснимого и непознанного! Вот ради этих открытий и нужно применять «волшебный пинок». Тогда сможешь увидеть, разглядеть то, что не видели сотни, тысячи, а может, миллионы туристов.

***
фото: Павел Ситников.

Поделиться ссылкой:

  • Любовь

    Павел Ситников — самый крутой путешественник в Тюмени. С его клубом Эко-тур-72 уже тысячи любителей природы познакомились с необычным и неизведанным. Павел Сергеевич — сам волшебный пинок для тех, кому ещё нужно приобщиться к прекрасному миру вокруг нас. Спасибо большое за то, что он посвящает нас в свой круг увлечений.

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта