X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Забытое поколение

Когда же мы в последний раз вспоминали об этих людях? О тех, кому в годы войны было тринадцать или пятнадцать? Кто точил мины, поднимаясь у станка на цыпочках. Кто, отгоняя дремоту, у придуманного самим светильника следил слипающимися глазами, чтобы поясок на корпусе мины был как надо… Кто ящики для этих мин сколачивал или бросал уголь в паровозную топку.

Ну, в годы войны о них помнили, присваивали звание «фронтовых» и «гвардейских». И сразу после войны еще носили их портреты на городских первомайских демонстрациях. А потом они повзрослели. Жизнь стала, как у всех. Как у больших. А теперь они — постарели.

Кто жив — свежие пенсионеры. Не инвалиды. Не ветераны войны. Хотя отдали войне самую светлую пору своей жизни, нежную, как вишневый цвет, границу между детством и юностью.

А теперь письмо, как оно есть. Без правки и почти без сокращений.

«…Главному редактору газеты «Тюменский курьер» Рафаэлю Гольдбергу от ветерана завода пластмасс Бешенцева Eвстафия Селиверстовича, проживающего по ул.Куйбышева, дом 94, кв. 22.

Я пишу вам о судьбе детей, которые работали на военных заводах г. Тюмени в Великую Отечественную войну. Даже писать о том, как нам жилось в войну, очень тяжело. Самый трудный и героический период в истории нашей Родины — это годы войны. В дело разгрома врага внесли свой вклад подростки нашего города. Вместо ушедших на фронт отцов, братьев и сестер на производство пришли женщины, старики и подростки.

На нашем заводе за №636 (теперь это завод «Пластмасс») работало около двадцати подростков.

В транспортном отделе работали автослесарем Борис (не помню его фамилии, ныне покойный) и слесарем-медником Черкасов Юра.

Котельная: Шура Антонов.

Отдел капитального строительства: Уточкин Ваня, ныне умерший, Киселев Борис, Никитин Борис, Гольдин Иосиф, Бешенцев Eвстафий.

В конторе: Женя Троценко, Роза Жевакина.

Механический цех: Боровков Eвгений, ныне покойный, Ярцов Женя, ныне покойный, Плешивцева Бронислава, Краева Лида, Балуев Толя, Бордуков Лева.

Электроцех: Грилюк Борис, ныне покойный, Мыльников Саня, ныне покойный, Грачев Василий, ныне покойный.

Они допоили и докормили наших стариков. Дали возможность учиться младшим братьям и сестрам. Это они были в первых рядах за введение в строй эвакуированных заводов. Подростки попадали под наборы (устроенные областным исполкомом) в ремесленные училища, в школы ФЗО, и много молодежи из Тюмени и области пополнили угольные шахты Караганды и другие.

Жизнь — она не стоит. Она идет, и вот подошло наше время. Мы, дети войны, стали пенсионерами. Жизнь выровняла нас в возрасте с участниками войны. Как мы знаем, им государство отдало все награды, уважение и почет. А нас, подростков, фактических участников этой войны, отстранили от этих льгот. Разве не подростки из Тюмени точили мины на заводе «Механик», на судостроительном заводе собирали торпедные катера и на заводе №636 выпускали продукцию для нужд фронта? Наверное, не все знают, что за период Великой Отечественной войны боеприпасов выпускали больше, чем США, наши труженики фронта.

Выходит, мы, подростки, причастны своим трудом к этой победе. Значит, имеем право на какие-то отличия, какие-то льготы? Мы к пенсионному возрасту имеем только по 45 лет трудового стажа. Люди без детства, без образования, с болью в сердце и с букетом болезней брошены в объятия рыночной экономики. Цены с каждым днем растут, лекарства дорогие. Не обидно ли проработать всю жизнь в единую копилку государства на благо нашей Родины и спокойной старости? Скоро праздник Победы, но отчего так непразднично на душе? Отчего душу гложет обида? Отчего так часто вспоминаются друзья мои-мальчишки с их детскими усталыми лицами?..»

Мне всегда было трудно решить, кто имеет право на льготы, а кто — нет. Трудно было и тогда, когда льгот этих было больше. А сейчас просто решить невозможно.

Я вспоминаю сейчас Ирину Пуртову, которая всю войну была во главе женской тракторной бригады Иевлевской МТС. И которая именно по причине этой работы так никогда и не имела детей. Она жила в Тюмени на улице Пристанской, но что-то давно не дает о себе знать. Кто согревает и ее старость?

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта