X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Самый великий шпион

50 лет назад — 7 ноября 1944 года — в Токио был казнен Рихард Зорге. Обстоятельства этой казни загадочны. Западные специалисты тайной войны считают смерть величайшего разведчика в истории человечества мистификацией.

Eсли бы не Пеньковский

Считается, что советские люди узнали о Зорге благодаря Хрущеву. Посмотрел, мол, Никита Сергеевич случайно заграничный боевик «Кто вы, доктор Зорге?» и весьма расчувствовался. Вот тогда кто-то шепнул ему на ушко: «Этот лихой парень — наш, советский!»

Услыхав такое сообщение, Хрущев приказал присвоить разведчику звание Героя Советского Союза (посмертно), сочинить о нем книги, снять свою киноленту, но чтобы без любовных похождений, и даже выпустить почтовую марку с его изображением.

В действительности вся эта пропагандистская кампания была затеяна для нейтрализации негативных последствий самого крупного провала в истории Главного разведывательного управления Советской Армии, вызванного предательством полковника Олега Пеньковского.

Так что Хрущев не имел прямого отношения к популяризации Зорге как антифашиста-интернационалиста. Не исключено, однако, что лидер партии и государства знал о судьбе разведчика, скрытого под псевдонимом «Рамзай» от своего приятеля маршала Филиппа Голикова, уроженца Камышлова, занимавшего перед войной должность начальника 4-го управления Генштаба РККА (военная разведка).

Соответствующий указ о героизме Зорге Президиум Верховного Совета СССР принял 5 ноября 1964 года, уже после свержения «дорогого Никиты Сергеевича».

Но если из множества книг о «Рамзае» убрать весь идеологический и детективный антураж, то окажется, что о нем почти ничего не известно. Против любой войны не вызывают сомнений лишь такие факты биографии Рихарда Зорге, как время и место его рождения.

Он появился на свет в 1895 году в Баку. Девятым, младшим, ребенком в семье. Отец — немец, а мать — русская.

В первую мировую войну Рихард добровольцем ушел на фронт. В боях трижды тяжело ранен. Eсть данные, что он служил в одном подразделении с ефрейтором Адольфом Шикльгрубером — будущим Гитлером. Это обстоятельство явилось одной из причин успешного продвижения Зорге по ступеням иерархической лестницы национал-социалистической партии Германии.

По другим сведениям, он пользовался абсолютным доверием нацистского руководства благодаря поддержке одного из своих старших братьев, работавшего в канцелярии Бормана.

Но как бы то ни было, от войны у Зорге осталось не только физическое увечье — он заметно хромал — но и стойкое отвращение к убийству людей, под какими бы лозунгами оно не происходило: национальными, патриотическими, религиозными, социальными.

В исторической литературе утверждалось, что журналист Рихард Зорге стал сотрудничать с советской военной разведкой после того, как увлекся марксизмом, вступил в германскую компартию и побывал в Советском Союзе.

Однако опубликованные в США тюремные записки Зорге — доказательство его глубокого и выстраданного пацифизма. Большой гуманист боролся против любой войны, не считаясь с их марксистско-ленинской классификацией на справедливые и захватнические.

Поднявшись до вершин мировой философии и юриспруденции, доктор права Рихард Зорге поставил главной целью своей жизни предотвращение войны. Так, работая на СССР, он и его соратники, такие же правоведы, мыслители, публицисты и художники, спасали в конечном счете мировую цивилизацию.

И еще один факт: в 1937 году. «Рамзай» по заданию разведуправления Красной Армии, будучи, по мнению зарубежных исследователей, генерал-лейтенантом РККА, стал нацистом, а затем выехал в Токио как корреспондент нескольких немецких газет. Являясь «по совместительству» пресс-секретарем германского посла Отта, журналист-разведчик получил доступ к секретам Германии и Японии.

Так в Японии появилась уникальная разведывательная резидентура, контролировавшая не просто конкретный регион, а огромное геополитическое пространство.

Верить — не верить.

Общеизвестно, что разведка — ремесло творческое. Каждому шпиону надо выработать свой стиль. Кто придерживается стереотипов, тот горит. Шпионаж сродни журналистике. Разведчик охотится за секретами, как журналист за сенсациями. Тому и другому надо добытую информацию так подать, чтобы им поверили. Журналисту легче: он предлагает сенсационную новость большой аудитории. Пускай часть читателей не поверит, но в любом случае найдутся такие люди, которые ждут эту информацию.

А разведчик докладывает добытые им секретные сведения очень узкому кругу политиков или экспертов, уже имеющих к тому же собственное мнение по любому вопросу.

Высокие руководители не привыкли, как правило, менять свою позицию. Им очень не нравится, когда их пытаются переубедить. К тому же, как считал еще Достоевский, правда всегда неправдоподобна. Поэтому в разведке только тот достигает успеха, кто не просто найдет неправдоподобную правду, но и докажет свою правоту. Зорге сумел переубедить самого Сталина. И не только его.

Три важнейших сообщения

Рихард Зорге передал в Москву информацию о времени нападения Германии на Советский Союз, численность войск противника и направления главных ударов…

Не надо объяснять: эти сведения могли изменить характер войны и значительно уменьшить ее жертвенность.

Но Сталин не поверил «Рамзаю». Вернее, не захотел поверить. Причина этой роковой ошибки не только в патологической подозрительности вождя. Чтобы разобраться в его неверии, надо не забывать, по крайней мере, два важных обстоятельства, касающихся такой специфической сферы деятельности, каковой является стратегическая разведка.

Во-первых, в 1937 году было расстреляно руководство разведуправления РККА: армейский комиссар 2-го ранга Берзин, комкоры Урицкий и Артузов… После объединения военной разведки с НКВД Eжов разгромил все зарубежные резидентуры под официальными «крышами» (в основном при посольствах).

Во-вторых, недоверие Сталина к развединформации из Японии, Китая, Маньчжурии еще более укрепилось после бегства в мае 1938 года за границу начальника НКВД по Дальневосточному краю комиссара госбезопасности 2-го ранга Люшкова.

Он одним из первых чекистов публично сообщил о чудовищных размерах сталинских репрессий, жертвами которых стали миллионы граждан всех национальностей. Само собой, перебежчик выдал японцам всех известных ему закордонных агентов НКВД.

«Рамзая» спасло от «сдачи» лишь то, что в НКВД Люшков «трудился» не покладая рук в секретно-политическом управлении (СПО), выбивая признательные показания из представителей оппозиции в ВКП(б).

До перевода из Москвы во Владивосток Люшков не помышлял о бегстве в Манчжурию и поэтому не собирал целенаправленно секретную информацию, выходившую за рамки должностных полномочий. Но даже по косвенным данным предатель догадывался о существовании на сопредельной территории мощной и хорошо осведомленной в чужих секретах резидентуры. Не случайно, что после детального опроса перебежчика японская контрразведка всерьез заинтересовалась популярным немецким журналистом.

После тяжелейших поражений Красной Армии летом и осенью 1941 года Зорге понял: ему не верят. Что делать? «Лечь на дно» — прекратить всякую разведывательную деятельность? Многие нелегалы в условиях всеобщей шпиономании так и поступили — кто их осудит?

А «Рамзай» уже под слежкой отправил в центр сообщение о намерении Японии сохранить нейтралитет и не вступать пока в войну с СССР. Благодаря этим сведениям Сталин решился перебросить на запад сибирские дивизии, которые остановили ударные части вермахта и отстояли Москву.

Вождь поверил разведчику не столько потому, что его информация о начале войны полностью подтвердилась, сколько из-за отсутствия другого выхода из критической ситуации на фронте.

«Рамзая» арестовали 12 октября 1941 года, но он успел передать в Москву еще одно сообщение. Третье. Тоже очень важное. О том, что Япония начнет через два месяца широкомасштабные боевые операции на Тихом океане. Об этом факте наши биографы Рихарда Зорге вообще не упоминали. По конъюнктурным идеологическим причинам.

Дело в том, что во время переговоров с делегацией США о поставках в СССР по ленд-лизу оружия, боеприпасов и другого военного имущества Сталин проинформировал американцев о тревожном сигнале «Рамзая».

Однако президент США Франклин Рузвельт не воспринял серьезно предупреждение неизвестного ему разведчика. Прежде всего, он не поверил «хитрому дядюшке Джо», думая, что тот таким способом пытается втянуть его страну в большую войну.

А 7 декабря 1941 года американский народ пережил трагедию Перл-Харбора. Японская авиация засыпала бомбами эту военно-морскую базу США, потопив разом 8 линкоров, 6 крейсеров, эсминец. Японцы получили полное господство в акватории Тихого океана.

В те горькие дни лидеры государств, подвергшихся коварной агрессии, забыли на время войны политические разногласия. Они поверили друг другу. Так возникла антигитлеровская коалиция. Перед ней оказались бессильны германский фашизм и японский милитаризм.

Доверие между великими народами в борьбе с идеологией человеконенавистничества — самый главный результат жизни «Рамзая», изменивший, по мнению западных экспертов, ход всемирной истории.

Где вы, доктор Зорге?

В ноябре 1943 года в Тегеране Сталин сказал Рузвельту и Черчиллю: «Зорге спас нас».

Опытные специалисты по проблемам разведки и «научной войны» Пьер Норд и Жак Бержье в своей книге «Современная секретная война» считают, что тогда же «большая тройка» договорилась об обмене Зорге на пленных японцев. Эту версию бывшие кадровые сотрудники французской военной разведки объясняют загадочными обстоятельствами казни узника токийской тюрьмы.

По официальным данным, 29 сентября 1943 года японский суд приговорил Рихарда Зорге и его соратника, ученого и писателя Ходзуми Одзаки, к смертной казни. Казнь состоялась 7 ноября 1944 года. Чем был вызван такой срок между судебным решением и приведением приговора в исполнение? Eсть мнение — секретными переговорами о спасении Зорге путем передачи японцам военачальников, захваченных американцами в боях на Филиппинах и в Малайзии. Зарубежные разведчики считают, что стороны договорились.

Одзаки казнили в 9.51. Eго тело выдали семье. В 10.38 наступила очередь «Рамзая». Однако свидетелей его смерти нет. Место захоронения разведчика неизвестно. Могила на токийском кладбище Тама не более чем символ. Кстати, после ареста во время следствия и на суде Зорге не признал своего сотрудничества с советской военной разведкой. Обнаруженная у его товарищей радиоаппаратура — еще не доказательство отправки радиограмм именно в Москву. Сам подсудимый объяснил свои действия стремлением не допустить мировой войны. Последние слова Зорге перед казнью (которую никто не видел) «Да здравствует Советский Союз», «Да здравствует Красная Армия» — пропагандистский штамп авторов книг о разведчике, написанных по партийному заказу. ‘ Узнаем ли мы всю правду о судьбе «Рамзая»? Это станет возможным только после рассекречивания материалов о нем из спецхранов спецслужб России и США.

Но как бы то ни было: погиб Рихард Зорге или остался жив (в другой стране, под чужим именем), вместе с ним в разведке закончилась эпоха идеалистов-романтиков, пытавшихся нередко в одиночку и ценой своей жизни отстоять такой хрупкий мир. На смену «рыцарям плаща и кинжала» пришли шпионы-прагматики, классные специалисты, соединившие в своей древнейшей профессии последние достижения науки и современный цинизм. Но от этого мир не стал ни крепче, ни лучше.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта