X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

876 погибших и 5208 раненых — итог хамства и агрессии на дорогах

Эти люди пострадали в происшествиях на дорогах нашей области. За 11 месяцев 1994 года в Тюмени погибло 105 и ранено 1009.

Эти жертвы не только свидетельствуют об упущениях в работе ГАИ, но и отражают тревожные процессы, происходящие в обществе. В том числе падение дисциплины во всех сферах жизни и во взаимоотношениях людей на дороге.

…Вы идете на обгон, а обгоняемый тут же увеличивает скорость, чтобы не пропустить вас вперед, Свободен правый ряд, а он обязательно займет левый или нагло проедет на запрещающий сигнал светофора.

Подобных ситуаций бесчисленное множество. На дорогах царит обстановка сознательного пренебрежения правилами дорожного движения, утвердился агрессивный стиль взаимоотношений, стиль, который не может привести ни к чему хорошему. Все это можно проиллюстрировать.

…Поток транспорта по улице 50 лет ВЛКСМ приближается к улице Холодильной. На светофоре мигнул зеленый сигнал и загорелся красный, а три водителя легковушек, «правильно оценив ситуацию», проскакивают перекресток. Эти лихие шоферы — будущие жертвы или кандидаты на скамью подсудимых. Они, конечно, считают, что действовали безопасно. «На зеленый» еще никто не начал движения, следовательно, «можно двигаться и на красный свет». Но справа, между прочим, стоял грузовой фургон, и крайний ряд был свободен. По этому ряду к перекрестку приближался «свой» лихач. Он тоже рассчитывает: «Пока подъеду — загорится зеленый, поэтому скорости не снижаю». Пришлось резко тормозить. Хорошо, что на дороге не было наледи.

Такие нарушения с «удачным» финалом разрушают водительский рефлекс: запретный цвет — стоп! И никаких других вариантов. А когда профессиональные рефлексы не закрепляются, то они не выручат и в критический момент, когда на раздумья просто нет времени.

Безобидные отклонения от правил — причина пробок.»Пробки» — не просто потеря времени, но и массовое взвинчивание водительских нервов, которое, по законам цепной реакции, быстро нарастает. Движение пронизывается агрессивным излучением, которое обязательно где-то приведет к беде…

Эпизод второй. Движется спокойный поток по улице Пермякова. Но такой режим, видимо, не подходит ребятам на иномарках. Они вьются между «жигулями», «москвичами» и грузовиками, выигрывают мгновения — наверное, для суперважных дел.

Но этими иномарками, как правило, управляют молодые люди без настоящего водительского опыта. Кроме того, они не боятся и штрафов: подумаешь, несколько тысяч «деревянных»!

…Чаще всего «супермены» нарываются на лобовые удары (они ведь так любят обходы слева, нередко — по встречной полосе). Финал таких аварий известен. Но что им мораль, прочитанная инспектором ГАИ, человеком, работающим за казенное жалованье? Им же покорны многомиллионные дела.

Поэтому — скорее, быстрее всех, вопреки всему — к успеху. И очень часто — к лобовому столкновению…

Самые жестокие наказания, сочетание воспитательных и карательных акций ГАИ могут лишь чуть-чуть облагородить обстановку. Многие проблемы улиц Тюмени можно снять подземными переходами, установками в оживленных местах пешеходных ограждений, новыми транспортными развязками и путепроводами. На это нужны миллиарды рублей. Их нет. А автопотоки давно превысили пропускную способность магистралей города. Что же делать?

…Огромный контейнеровоз включает сигнал поворота, желая перестроиться в правый ряд. Однако попутчики на легковых -машинах, помня о своих правах, не пропустили грузовик… Неужели так трудно понять, что надо содействовать, а не препятствовать необходимым маневрам грузовиков и рейсовых автобусов?

Во-первых, эти маленькие капризы (имею право не уступать — и не уступлю!) усложняют общее движение. Во-вторых, если грузовик, предположим, не успел уйти в правый ряд, чтобы свернуть в нужном месте, то водителю потом предстоят настоящие дорожные муки. В-третьих, нередко в отместку за злорадство собратьев по движению водитель грузовика сам становится агрессивным к своим собратьям, упивающимся маневренностью и скоростью.

Находясь изо дня в день среди автопотоков, многое начинаешь понимать в человеке. Вождение — это непрерывная цепочка поступков и действий. Поступки всегда красноречивее слов. Выделю две странности, на мой взгляд, самые характерные.

Первая. Создается впечатление, что типичный тюменец почему-то безразличен к своей судьбе. Лишь бы день пережить. Или — лишь бы этот перекресток проскочить. Ни к чему хорошему такой принцип нас, поодиночке и всех вместе, привести не может.

Вторая. Агрессивность и враждебность ко всем, кроме себя.

Почему такие несовместимые странности: безразличие к себе и агрессивность к другим? Какие фундаментальные сдвиги происходят в наших душах? Может быть, многие не справляются с опьяняющей свободой воли и бытия? Свободой дарованной, а не заслуженной нашим прежним образом существования и потому не ограниченной никакой ответственностью.

Чем не тема для раздумий в последние недели года?

Александр Прокопьев, сотрудник управления ГАИ УВД Тюменской области

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта