X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

От сердца к сердцу хирургическим путем

Сергей Зотов войдет в историю тюменской медицины как первый пациент, которому было пересажено сердце. На прошлой неделе он рассказал журналистам, как себя чувствует и как операция изменила его жизнь.

Десять лет назад Сергей перенес миокардит — воспаление сердечной мышцы, — что привело к аритмии.

— Было тяжело пройти даже 50 метров. Начинал задыхаться, что уж говорить о работе, — вспоминает Зотов. — Мне 38 лет, а ощущал себя немощным, все больше времени проводил в больницах. Про операцию ничего не могу сказать кроме того, что со мной заранее обсудили все ее этапы. Очнулся после наркоза, открыл глаза. Живой! Сейчас предстоит долгая реабилитация.

Сергей, общаясь с журналистами, волнуется, делает глубокие вдохи и не перестает благодарить врачей, подаривших ему еще один шанс. «Для таких пациентов, как он, пересадка — единственный способ выжить», — говорит Сергей Семченко, руководитель центра трансплантологии областной клинической больницы N 1. Именно здесь тюменские хирурги совместно с коллегами из национального исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова провели операцию по пересадке донорского сердца Зотову. Руководил операцией Сергей Готье, академик Российской академии наук, заслуженный врач России, главный внештатный трансплантолог Минздрава.

Операция в общей сложности продолжалась чуть больше трех часов. От момента изъятия органа до его запуска в теле Сергея Зотова прошло меньше двух часов, как подчеркнул Никита Стогний, заведующий кардиохирургическим отделением ОКБ N 1. Послеоперационный период у пациента протекал благоприятно, без осложнений. Через три недели он выписался.

Положительный опыт вдохновляет и врачей, и их пациентов, которые сейчас ждут своей очереди.

Галина Кирсанова

— В листе ожидания на пересадку печени 12 граждан, почек — 86, сердца — четыре. Период ожидания зависит от многих факторов, в том числе физиологической совместимости. Eсли система донорства начнет работать безостановочно, то он сократится, — поясняет Сергей Семченко. — Надо понимать, что для пациентов с печеночной и сердечной недостаточностью альтернативы пересадке органа нет. Но стоит обратить внимание на несколько проблем. Без посмертного донорства нет и не будет трансплантации. Это направление медицины полностью законодательно урегулировано. Сейчас действует презумпция согласия, она заключается в том, что если на момент смерти родственники не выразили своего несогласия на изъятие органов или этого не сделал сам покойный, то согласия спрашивать не требуется. Это установлено в федеральных законах N 323 и о донорстве. Врачи, которые занимаются изъятием органов для последующей трансплантации, беспокоятся не о себе, а о нуждающихся в пересадке органов. От такой ситуации никто не застрахован. Потребность в пересадке органов во много раз больше заявляемой.

В настоящее время в стране действуют 60 центров трансплантологии. В нашем городе центр был открыт в 2017 году. Но путь, предшествующий его появлению, намного больше.

— В 1975 году хирург Анатолиий Иванович Клепалов и руководитель службы анестезиологии и реанимации Анатолий Фомич Рудаков начали проводить операции на открытом сердце с применением системы искусственного кровообращения, — рассказывает Сергей Ярцев, главный врач областной клинической больницы N 1. — С тех пор мы проделали большой путь в освоении технологий, воспитании плеяды врачей. А сегодня мы готовы производить пересадку сердца самостоятельно. За четыре последних года в отделении трансплантологии врачи провели 85 операций по пересадке почек, четыре — печени, одну — сердца. Это говорит о том, что сделан очередной шаг в развитии важного направления медицинской помощи.

***
фото: Сергей Зотов (слева) пришел поддержать коллектив ОКБ 1 ;Никита Стогний и Светлана Вятчинина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта