X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Смахнем пыль с мыльницы

У Даниса Насыртдинова есть пленочный фотоаппарат- мыльница и аналоговая видеокамера, снимающая на кассеты формата VHS. Фото и видео в его блоге будто сняты в девяностые.

И что-то в этом все-таки есть.

Хотя цифровая техника превзошла аналоговую почти во всем, а приложения для обработки фото и видео позволяют искусственно создать тот же винтажный эффект. Зачем тогда использовать агрегаты из прошлого?

— Цифра не может создать ощущение тепла и ностальгии. А все фильтры — это ведь лишь имитация, которую всегда видно, потому снимок в обработке никогда не будет выглядеть так интересно, как тот, что действительно снят на пленку. На цифре можно сделать тысячу кадров, подобрать множество ракурсов, здесь такое не пройдет. У тебя всего 36 кадров или полтора часа видеосъемки, поэтому выбирать приходится особенные и чувственные моменты, и ощущение этого мгновения потом передается снимком. Никакая обработка не сможет сделать снимок настолько живым.

— Сейчас модно восхищаться стариной и считать себя человеком другого времени. Может, пленку излишне романтизируют и на деле это что-то вроде олимпиек, которые вновь вошли в моду?

— Романтизация есть, безусловно. Кто-то относится к этому как к тренду, но для меня суть в другом. Я вспоминаю, как в детстве листал альбомы со снимками, как запихивал в видик кассету, на которой я, совсем маленький, кругами бегаю по ковру. Да и снимать я любил с детства. Камеру подарил папа, когда мне было девять. Я тогда безостановочно все снимал: себя, сестру, ласточек, которые поселились у бабушки в курятнике… Потом мои родители развелись, и я забросил это дело. А спустя годы залез в шкаф и нашел ту камеру, пересматривал все, что снимал в детстве. Тогда и осознал одухотворенность такой съемки.

И сейчас для меня это словно возвращение в то беззаботное время. Думаю, в будущем сегодняшние пленки покажутся такими же трогательными, как те, где я бегаю по ковру.

— Получается, что дело только в ностальгии?

— Ностальгия создает дополнительную наполненность моменту съемки. Очень много аспектов, привносящих особость в этот процесс. Вы ведь видели, как пленочный фотоаппарат ловит солнечные блики? Порой эффект получается невероятный. Приятны ощущение щелчка на кнопке, мгновение вспышки и треск намотки пленки. Значимую роль играет ожидание. Ведь в случае с пленкой ты не можешь сразу посмотреть, что у тебя получилось, пока не израсходуешь все кадры, поэтому какое-то время пребываешь в томительном неведении.

— Психолог Юлия Мурзина говорит, что неструктурированный процесс менее осмыслен, а чем меньше смысла, тем меньше удовольствия. Съемка на VHS и пленку ведь строго организована из-за ограничений по кадрам и функциям. Может, поэтому она так привлекательна?

— Думаю, да. Это так волнительно — отдавать пленку на оцифровку и ждать снимков, которые ты делал несколько месяцев. Отложенный результат всегда более желанный, более значимый. Когда смотришь все, что ты наснимал, вспоминаешь все моменты, которые уже совсем позабыл, и это удивительное чувство. Но самое важное — это то, что на пленке ты такой, какой есть. Тут нельзя сделать миллион селфи и повернуть голову как надо. Вспышка, и все. Ты остался на пленке таким, каким был в этот момент. Пленка видит все.

— Получается, что процесс контролирует не снимающий, а его техника?

— При современной съемке фотограф получает ту картинку, которую хочет, а здесь я хочу увидеть то, что видит объектив моей мыльницы. Я прошу ее зафиксировать момент так, как его вижу я, а она говорит: «Я подумаю».

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта