X

  • 16 Апрель
  • 2024 года
  • № 40
  • 5539

Не хватает паруса за спиной

Каждый день Виктор Слободян видит город как на ладони. Хоть и не с высоты птичьего полета. Специальность у него вполне земная — крановщик.

На такую высоту, как он, мало кто из строителей поднимается. Только свой брат-крановщик. Полсотни метров над уровнем стройплощадки для них не предел. Бывает, что под сто и выше забираются.

— У меня никогда от высоты голова не кружилась, даже в детстве, — рассказывает Виктор Васильевич. — Но никогда я к ней не стремился. Меня привлекали водные просторы. До армии работал в речном флоте рулевым мотористом. Потом окончил Омское речное училище, стал штурманом. Ходил в навигацию по Конде, был в Заполярье, в Тазовском, Уренгое, Самбурге… Люблю реку. Только долго приходится ждать от навигации до навигации.

В девяностые годы объем грузов, на Север, упал, суда одно за другим начали списывать, отправлять на металлолом. Виктору Васильевичу пришлось перебраться на сушу. Работал на пилораме, оператором газовой котельной. Затем решил переучиться на крановщика.

Машинист башенного крана — одна из элитных строительных специальностей. Вакансии здесь нарасхват, оклады работодатели предлагают до 180 тысяч рублей в месяц. В Тюмени эту профессию можно получить на курсах переподготовки, например, в тюменском колледже транспорта. Сдавать EГЭ не надо, но медицинский осмотр как в летном училище. Нервы должны быть крепкими, зрение — отличным, легкие и сердце — как у спортсмена (иначе не сможешь по нескольку раз в день без лифта подниматься на высоту 25-этажного дома), а вестибулярный аппарат — как у космонавта.

Водительские права для крановщика желательны. Хотя какое движение у крана на стройке? Со скоростью два-три километра в час он перемещается по рельсам.

Кабина крановщика сегодня напичкана электроникой, оборудована кондиционером и системой подогрева воздуха. Но так было не всегда.

— Мне везло на новые машины, на какую стройку ни приду — техника всюду новая, — рассказывает Виктор Васильевич. — В кабину зайти приятно. Но в 1981 году на судоремонтном заводе довелось работать и на советском БкСм-5. Там рычаги были чуть не с меня ростом. И четыре контроллера, каждый из которых отвечал за отдельную операцию — подъем, поворот. У современных кранов в кабине один рычаг с двумя положениями.

Крановщику приходится следить за силой ветра. Маленькому автомобильному крану порывы не страшны, но у башенного высокая парусность.

— Уже при десяти метрах в секунду опасно поднимать щиты с опалубкой, — рассказывает Слободян. — Их начинает болтать. Но металл, например, две-три тонны (есть приборы, показывающие вес) — можно. Помню, однажды неожиданно налетел сильный ветер (анемометр показывал 16 метров в секунду), а у меня груз на стреле. Как быть? Пришлось аккуратненько его довезти. А куда деваться? Кроме того, при сильных порывах не сразу и слезешь с башни. Тебя просто сдует с лестницы. Уже при 12 метрах в секунду не только кепку, но и каску запросто с головы сорвет. Тогда становишься стрелой по ветру, чтобы снизить парусность, и ждешь. А в кабине гул стоит как в иерихонской трубе. Ребристые конструкции крана усиливают завывание ветра. Когда на Мысу на строительстве школы работали, у нас листы фанеры размером полтора на два с половиной метра летали, как тетрадные листочки. Но при двадцати метрах в секунду работа останавливается.

Прошлогодний случай с падением кранов на улице Тимофея Кармацких он считает не только стечением обстоятельств, но и ошибкой крановщиков. Поднялся ветер, отключилось электричество, а тормоза на кранах не были затянуты. Их погнало по рельсам, они доехали до тупика, наткнулись на преграду, клюнули носом и упали. Крановщики получили травмы.

— Eсть в нашей работе и неоспоримые плюсы, — улыбаясь, говорит Слободян. — Летом в кабине башенного крана отличный солярий. На море ездить не надо. Женщины, кстати, у нас так и загорают. В жару работают в купальниках.

А еще башенный кран — лучшая в городе смотровая площадка. Правда, душа у Виктора по-прежнему стремится к водным просторам. В интернете он рассматривает не модели кранов, а модели яхт.

— Высота — это прекрасно, — говорит он. — Но хочется еще и движения вперед.

***
фото: Виктор Слободян на строительстве ЖК «ДОК».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта