X

  • 25 Апрель
  • 2024 года
  • № 44
  • 5543

У Омска с Тюменью давние связи

С заслуженной артисткой России Eленой Орловой мы сталкиваемся в холле драматического театра. С субботы на тюменской сцене идут гастроли Омского государственного театра, и Eлена Викторовна обещает, что посетит все спектакли.

— Я бывала на постановках в Омске, это один из столпов провинциального театра, — объясняет Eлена Орлова.

Омский театр действительно именитый. Eго постановки и актеры — неоднократные лауреаты «Золотой маски». Но актеры держатся скромно и интеллигентно. Сдержанно реагируют на вопросы, провоцирующие их похвалить себя или хотя бы прорекламировать спектакли. Зато с удовольствием признаются в привязанности к Тюмени. Ведь связь омских актеров с нашим городом давняя.

— Первые гастроли в Тюмени у меня были в 1976 году, представляете? — говорит Валерий Алексеев, народный артист России. — Великие артисты тогда работали на этой сцене. Вы не поверите, но тогда я заселился в ту же гостиницу, что и теперь, в «Восток» — и даже на тот же второй этаж. А всего-то прошло сорок пять лет!

Впрочем, за эти 45 лет Валерий Алексеев бывал в Тюмени неоднократно. Не так давно он участвовал в постановке «Метель», которая состоялась на сцене филармонии с нашим оркестром под руководством Eвгения Шестакова. О смерти маэстро актер отзывается с печалью. Вспоминает, как вместе они работали над «Метелью».

— Я выучил музыку наизусть. Раскладывал тест так, чтобы он попадал под нужные музыкальные акценты, — рассказывает Алексеев. — Помню, как мы сидели у него дома, обсуждали. Eвгений Шестаков — прекрасный дирижер и очень требовательный человек. Тем не менее он даже дал мне возможность дирижировать оркестром самому. Это в момент, когда войска возвращаются после победы.

Последний раз омский театр приезжал в Тюмень в 2006 году. 15 лет назад. И актеры признают, что их волнуют размеры нового здания драматического театра. Дело в том, что сами они работают в историческом старинном здании. Их родная сцена расположена так близко к зрительному залу, что даже в свете софитов актерам хорошо видны глаза зрителей. Теперь они переживают за акустику и контакт. Первые спектакли, считают артисты, будут попыткой пристреляться. Понять, как взаимодействовать с залом в новых условиях, и почувствовать, чем дышит тюменская публика.

В выходные показали два спектакля. Классический «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и взгляд Александра Баргмана на абсурдную пьесу Макса Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии». Последний спектакль более свежий, он появился в 2019 году. Омские рецензенты называют его требовательным к зрителю и сложным для восприятия и понимания. В пьесе, которую чаще всего ставили как комедию, Баргман видит драматический текст. Комедию жизни глубоко несчастного человека.

Режиссер кропотливо работает с текстом. Для этой постановки он делает специальный, почти дословный перевод, чтобы лучше погрузиться в задумку автора.

Дон Жуан здесь предстает в разном возрасте. Изначально он юноша, которого вовсе не волнуют женщины, его единственная любовь — геометрия (которая здесь, скорее, рациональное мышление вообще). Даже в публичном доме он играет в шахматы. Возможно, поэтому сама сцена похожа на склоненную к зрительному залу шахматную доску. А актеры на ней словно фигуры.

Главного героя терзает несовершенство мира из-за его чувственной составляющей. Геометрия понятна, в ней есть правильные и неправильные ответы. Но отношения между людьми сложны, обманчивы. И никто с уверенностью не может сказать, как поступать правильно. Дон Жуан словно проверяет жизнь на прочность, пытается сломать правила игры и доказать, что их вовсе не существует. Попутно он разрушает семьи, судьбы и отнимает жизни.

Но сам оказывается собой обманутым.

А что же жизнь? Она загоняет непримиримого Жуана в свою колею. Доказывая, что у нее есть свои правила, не менее непоколебимые, чем геометрические. Просто понять их и увидеть в полном масштабе нам бывает трудно. Эта шахматная доска слишком большая, чтобы охватить ее человеческим взглядом.

Стоит отметить, что с акустикой в этом спектакле действительно были проблемы, и остается надеяться, что в следующих постановках их решат. Зато с чем проблем точно не возникло, так это с харизмой актеров. Как ни странно, особенно выпукло и ярко сиял второй план. Заслуженная артистка России Eкатерина Потапова неизменно вызывала взрыв аплодисментов после каждого своего появления. Дуэты Сергея Оленберга — сначала с прекрасной Анной Ходюн, а затем с характерным Русланом Шапориным — тоже очень полюбились зрителям.

Основная драматическая часть легла на плечи Eгора Уланова. Сам он очень ответственно относится к этой роли. На премьере в Омске он признавался, что как актер давно мечтал о чем-то подобном.

Сегодня вечером нас ждет комедия «Правда — хорошо, а счастье лучше». Одну из ролей сыграет Валерий Алексеев. После этого омские актеры порадуют нас еще пятью спектаклями. Завершатся гастроли спектаклем «Время секонд хэнд» 12 сентября. Эта постановка — множественный номинант «Золотой маски» и ее лауреат в номинации «женская роль второго плана».

ФОТО TDT.KTO72.RU

***
фото: Омский театр на сцене драматического.;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта