X

• 2024 года
  • № 33
  • 5532

Рюкзак за плечи, лейкопластырь в аптечку и пошел

Всегда интересовала история туристов, погибших на перевале Дятлова. Была перечитана вся литература, все самые фантастические версии случившегося, и с каждой проглоченной книгой увидеть место трагедии хотелось все больше.

В этом году я решилась на недельный поход до Отортена мимо перевала Дятлова, оплатила тур в интернете и собрала подаренный другом рюкзак. В рекламке говорилось об опытных инструкторах и мистическом путешествии к древним горам. Все оказалось намного прозаичнее.

Так называемая заброска на 150 километров на «урале» к точке старта — это отдельный вид приключения. Пять часов тряски по неровной дороге подбрасывали до самого потолка и рюкзаки, и туристов. В первую же остановку я перебралась в кабину к водителю, там трясло не меньше, но хотя бы можно было наслаждаться проплывающими видами и спрашивать у шофера всякие несуразные вещи: «А сколько нам еще осталось? А мы точно здесь проедем?» Водитель посмеивался надо мной и уверенно ехал и по воде, и в гору, и по склону. В какой-то момент перед носом машины показался молодой медведь и, вихляя задом, побежал по дороге. Эмоции скакнули от радости, что увидела живого медведя, и от страха, что я его могу встретить в ближайшую неделю один на один в лесу.

На месте группа перезнакомилась, приготовили обед и двинули в путь. Инструктор Карина сразу задала быстрый темп и держала его всю неделю, несмотря на особо медленных участников с тяжелыми рюкзаками. Отставших не ждала, что ее не особо красит как специалиста. К месту привала мы приходили с интервалом в пять-десять минут. И я вам скажу, это страшно и неприятно, когда ты на тропе с двумя-тремя товарищами, а основная группа впереди в пяти минутах ходьбы (опять же вдруг медведь из чащи вынырнет?). Но снимать пейзажи я все же успевала. В основном клубки корней под ногами, лишайниковый лес, мокрые камни и поваленные кедры. Через пять часов была остановка на ночевку, где я осознала: на ногах появились мозоли, вода в реке ледяная, болит все тело вплоть до пальцев на руках, мистикой и не пахнет. Закинуть бы в себя еды да поспать. С едой наш инструктор тоже не порадовал. В самый активный день обед состоял из двухсотграммового куска сыра, хлебцев и пряников.

На перевал забирались около часа по крутой тропе, подбадривая друг друга шутками. Поднимались след в след друг за другом, и тут мне говорят: «Настя, аккуратнее, если ты оступишься, мы тут все как доминошки сложимся». Кажется, я столько в жизни не смеялась! Жесткие экстремальные условия сближают и показывают истинное лицо человека. А если еще и деваться некуда, то приходится подстраиваться и искать позитив. Но группа подобралась очень дружная, и я рада обретению друзей.

На перевале после таежного леса оказалось неожиданно шумно, людно и ветрено — джипы, пролетающие вертолеты, мотоциклы, люди, постоянно фотографирующиеся у камня памяти. Мы быстро переоделись в теплые вещи, сфотографировались на память у таблички на камне и ушли на следующую ночевку в долине реки Ауспии. Через день предстоял выход на заявленные 25 километров радиального маршрута до горы Отортен.

Следующим утром половина группы поднялась со вздохами и охами, что они не готовы на радиальный выход. Болели все мышцы, но проводник взбодрила нас сообщением, что она не может оставить людей в лагере, потому что в близлежащем лесу медведь прикопал добычу и может гулять рядом. Это привело в чувство. Из заявленных 25 километров до Отортена и обратно вышло 36. Подъемы- спуски, каменистая дорога от щебенки до крупного «живого» курумника, вода из родников, простор, куда ни кинешь взгляд. «Дыши, дыши» — уговаривала я себя на последнем подъеме к Отортену. Сзади меня нагнал парень из другой группы. Тяжело? Сбавляй темп и медленно дыши. Я только одними глазами показала: да, спасибо. Он легко пошел вверх, и я увидела огромный рюкзак у него за плечами. А мой-то остался в лагере.

На Отортен я так и не взошла, хватило впечатлений по дороге. Осталась на часовой привал в горных модулях в изножье горы. Ноги уже были обмотаны лейкопластырем от пальцев до пяток, поэтому каждая минутка отдыха была на вес золота. Мой вам совет — берите как можно больше лейкопластыря в поход, никогда не угадаешь, в каком месте сотрешь ногу.

Обратно в лагерь вернулись в 12 ночи, долго шли в темноте, а фонарики взять не догадались. Спустились в долину лагеря по крутой дороге, буквально держа друг друга за шиворот. К палаткам через крутые берега Ауспии перебирались цепочкой, держась за руки, и здесь я чуть не прослезилась от благодарности товарищам.

Вообще в отсутствие интернета в голову приходит много мыслей. Строится куча планов: а вот я вернусь в город и запишусь на танцы, в спортзал, встречусь со всеми друзьями (на деле я две недели отходила от поездки, приболела и никуда так и не выбралась — ни на танцы, ни с друзьями).

На обратном пути на перевале Дятлова я окинула взглядом путь от места палатки до печально известного кедра: расстояние огромное, пересеченная местность. В пятидесяти метрах от места трагедии, на склоне горы Холатчахль, этим летом установили скульптуру с летящими с горы людьми. Яркая четырехметровая, с фигурами стального цвета, она абсолютно не вписывается в местный пейзаж. До кедра так и не спустились, он не входил в программу, и уже хотелось возвращения в цивилизацию. Хотя в следующий раз (а он будет) я обязательно туда дойду. Но с тургруппами из интернета я больше связываться не буду, если только по рекомендации друзей.

Обратно идти было легче и веселее, несмотря на то, что в какой-то момент опять же по невниманию проводника сошли с тропы и заплутали в лесу. Медведя так и не встретили, погода была чудесной, рюкзак уже закидывался на спину с легкостью и некоторым задором. В Ивделе нас ждали баня, кафе со свежей едой и поезд до Eкатеринбурга.

ФОТО АВТОРА

***
фото: Останец с памятной табличкой и гора Холатчахль;Сборы лагеря;Заброска на «уралах».