X

  • 19 Апрель
  • 2024 года
  • № 42
  • 5541

Купленный товар возврату… подлежит

Не раз, уважаемые читатели, вам приходилось видеть объявление или слышать: «Купленный товар возврату не подлежит». Все эти обращения не имеют под собой абсолютно никаких оснований.

Почему? Да потому, что существуют правовые нормы, регулирующие взаимоотношения продавца и покупателя. Эти нормы приняты во всем цивилизованном мире. Закреплены они в Российской Конституции, положениях Гражданского кодекса, Законе РФ «О защите прав потребителей». В Законе «О защите прав потребителей» впервые в российской законодательной практике заложен принцип правового равенства производителя(продавца) товаров (работ, услуг) с потребителем. Достигается это путем возложения на производителя (продавца, исполнителя) дополнительных обязанностей и предоставления потребителю дополнительных прав, соответствующих основным правам потребителей, признанным в мировой практике.

Принятый 7 февраля 1992 года Закон РФ «О защите прав потребителей» является одним из немногих законов прямого действия. Это означает, что его нормы непосредственно применяются государственными органами управления, судебными властями и общественными организациями в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Как правильно воспользоваться своими правами, как поступить в той или иной ситуации, составить претензию или исковое заявление и, наконец, какие стоит покупать товары, чтобы не навредить своему здоровью, -ответы на эти вопросы вы, уважаемые читатели, найдете в отделе защиты прав потребителей Тюменского антимонопольного управления.

Рассмотрим некоторые статьи Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающие последствия продажи товаров с недостатками, сроки предъявления требований по поводу недостатков товара и замену товара с недостатками.

Ст.17 Закона определяет последствия продажи товаров с недостатками: п.Т. Потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на исправление недостатков потребителем либо третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

г) замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

д) расторжения договора и возмещения убытков.

По требованию потребителя продавец обязан выдать ему товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

Статья 18. Сроки предъявления требований по поводу недостатков товара.

п.1. Потребитель вправе предъявить требования, установленные статьей 17 настоящего Закона, если недостатки товара были обнаружены в течение гарантийного срока, установленного изготовителем.

По товарам, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки были обнаружены в течение шести месяцев, а в отношении недвижимого имущества — не позднее двух лет со дня передачи его потребителю.

Статья 20. Замена товара с недостатками.

В случае обнаружения потребителем недостатков товара продавец обязан заменить его немедленно, а при необходимости дополнительной проверки качества товара продавцом — в течение 20 дней с момента предъявления требования потребителем.

Статья 22. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара с недостатками.

При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) в случае изменения цены перерасчет стоимости не производится.

При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар, исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены — исходя из стоимости товара на момент покупки.

При замене товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула) в случае повышения его цены перерасчет стоимости производится исходя из цены, действующей на момент замены.

Потребители, как правило, не знают своих прав при купле-продаже товаров, чем пользуются недобросовестные торговые предприятия, которые зачастую нарушают Закон РФ «О защите прав потребителей».

Гражданин Т. в декабре 1993 года приобрел в магазине ТОО «Радиус» черно-белый телевизор «Юность». В феврале 1994 г. телевизор вышел из строя. При обращении покупателя в магазин с просьбой о замене некачественного товара ему было отказано. Торговое предприятие нарушило ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей». Потребитель обратился за помощью в отдел защиты прав потребителей Тюменского антимонопольного управления, была| оформлена претензия. Торговое предприятие немедленно заменило некачественный телевизор на новый.

Гражданин Б. в апреле 1994 года. приобрел в магазине «Маяк» холодильник «Норд-226». В течение гарантийного срока, в августе 1994 года, холодильник сломался, что подтвердил мастер ремонтной мастерской, вызванный покупателем. В добровольном порядке магазин не удовлетворил требование потребителя о замене неисправного холодильника на новый. Магазин нарушил ст.17 Закона, потребитель обратился за защитой к нам. Была оформлена претензия, в августе 1994 года потребитель получил новый холодильник «Норд-226».

В тех случаях, когда торговое предприятие отказывается выполнить претензию потребителя и все аргументы в защиту потребителя исчерпаны, юристом отдела защиты прав потребителей оформляется исковое заявление в суд. В своем исковом заявлении в суд потребитель добивается не только выполнения требований, изложенных в претензии, но и, на основании ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», возмещения-морального вреда. Возмещение морального вреда может рассматриваться судом как компенсация за причиненные потребителю неудобства, нравственные страдания, если продавец отказывается добровольно удовлетворить законные и обоснованные требования клиента, в связи с чем ему приходится обращаться в суд. При этом моральный вред не может быть соотнесен ни с каким эквивалентом и его размер должен определяться в каждом конкретном деле судом. При этом, в соответствии со ст. 16 Закона, потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав.

Гражданка С. приобрела стиральную машину «Сибирь» в магазине универсальной базы облпотребсоюза. В течение гарантийного срока машина вышла из строя. В обмене некачественного товара в магазине покупателю было отказано, претензия удовлетворена не была. Юристом отдела защиты прав потребителей было оформлено исковое заявление в суд о защите прав потребителя, возмещении материального ущерба и морального вреда. Ленинский районный народный суд рассмотрел дело и вынес решение о возмещении материального ущерба в размере стоимости стиральной машины «Сибирь» и возмещении морального вреда, нанесенного потребителю, в размере одного миллиона рублей.

Возможно, торговое предприятие, как только ему станет понятно, что вы не намерены отступать, удовлетворит ваши требования. В других | случаях при первичном обращении в торговое предприятие вам следует написать заявление-претензию.

Образец претензии будет опубликован в следующем номере.

В.Ф.Умеренков, главный специалист отдела защиты прав потребителей

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта