X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Губернатор обвинил ямальское руководство в сепаратизме, а Юрий Неелов назвал областную администрацию «отжившей структурой»

Вчера началось первое в этом году заседание областной Думы. Депутаты не сразу находили свои места. Прежде они занимали места согласно своим избирательным округам. И получалось, что слева сидели представители юга, а справа — севера. Руководство Думы решило это противостояние ликвидировать и рассадить всех по алфавиту. Правда, всех проблем этот шаг не разрешил.

А депутатам на свою первую в этом году сессию пришлось собраться на день раньше, чем намечалось.

Поводом стал скандал, разразившийся в связи с подписанным Ю. Нееловым и предъявленным областным властям уставом Ямало-Ненецкого округа.

Документ вызвал резкое неприятие губернатора Леонида Рокецкого, который выступил по телевидению и в свойственной ему откровенной манере сказал все, что он по этому поводу думает. Самое мягкое из сказанного им (он повторил это на вчерашнем заседании Думы) — то, что документ существенно ограничивает права жителей Тюменской области и на севере, и на юге. Что он приближает к нам то, что происходит в Чечне.

Быть может, поэтому за два часа до начала работы Думы Юрий Неелов в представительстве округа (бывшее здание облоно на берегу Туры) провел пресс-конференцию. Он сказал, что целый год две администрации округов и две Думы пытались найти точки соприкосновения с областными структурами. Что налицо, конечно, конституционный казус, который когда-нибудь будет разрешен. «Но жить-то, говорит Ю. Неелов, надо сегодня». И потому им был подписан устав, в котором содержатся и те самые, вызвавшие такое раздражение, строчки. Вот они: «5. В настоящий период автономный округ входит в состав (в административно-территориальные границы) Тюменской области».

Юрий Неелов убеждал журналистов, что документ носит не политический, а экономический характер. Что он необходим для того, чтобы не дать умереть хозяйству округа. Ибо экономика оленеводческих совхозов, рыбозаводов дышит на ладан. Нефтяные и газовые предприятия вышли из подчинения окружных властей. Юрий Неелов повторял, что округ «никуда не собирается выходить, что сам он — рожденный в Салехарде, имеющий жену, которая родилась в Урае, не может призывать к разделу родной ему Тюменской области». «С тех пор, как я назначен, Ямал никогда не ставил вопроса о выходе из области…»

Аргументы, конечно, эмоционально сильные, но надо ли понимать, что к разделу области призывают только те, кто родился где-нибудь в других краях?

Мой вопрос Юрием Васильевичем был понят, и он сказал, что Леонид Юлианович тоже заботится об области, учитывает ее специфику, но мало учитывает специфику Ямала.

Глава администрации округа подчеркивал, что принятый окружной Думой и подписанный им устав еще не имеет законной силы. Ибо есть условие, что он вступает в силу лишь с момента опубликования. (Но какой же смысл в сопроводительной записке на имя Рокецкого, где сказано буквально следующее: устав подписан и направлен в средства массовой информации? Взять губернатора на испуг? А если, например, я, располагая полным текстом устава, напечатаю его в нашем средстве массовой информации, он вступит в законную силу?).

Словом, ямальское руководство уверяет, что это областная администрация накаляет обстановку. Ибо, цитирую, «отмирающая структура, чтобы выжить, постоянно ищет скандала»…

Таким образом, читателю может быть понятно, в какой несколько нервной атмосфере началось заседание Думы. Леонид Рокецкий — не актер, паузу выдерживать не умеет, поэтому когда ему предложили выступить первым — он согласился. И вкратце повторил свои тезисы. Затем Николай Бабин, председатель ямальской Думы, и Юрий Неелов, один за другим отвергали обвинения в сепаратизме, говорили об экономической необходимости устава, который не несет отпечатка политических амбиций, а наоборот, должен заполнить правовой вакуум.

Обсуждение было бурным, хотя и несколько односторонним. Выступили юристы, обращая внимание на несоответствие ряда статей устава действующей Конституции. Выступили ряд депутатов. Но были это главным образом депутаты-южане. И были они категоричны.

«До принятия областного устава никаких других не принимать. Иначе нашу Думу придется распустить». В. Юдин.

«Основа уставов округов — устав области». С. Шерегов.

«Разве область сегодня ненцам мешает? Нет, мешает наша разобщенность». А. Клепалов.

«Нужны конкретные шаги по сохранению единства области». П. Плавник.

«Все признали, что есть нарушения Конституции. А больших и маленьких нарушений не бывает». С. Киричук.

Как всегда тонким политиком показал себя глава администрации Ханты-Мансийского округа Александр Филипенко.

Он согласился, что в уставе не должно быть противоречий федеральным законам. Но «высказаться по этому поводу должны не Иванов или Петров, а Совет Федерации, Государственная Дума». А. Филипенко отметил, что разломалась хозяйственная вертикаль, «державшая» прежде область. Но ведь налицо «взаимодействие бюджетов, хозяйствующих субъектов… Что отсутствует? Когда областная власть говорит, а все остальные стоят по стойке смирно… Смелые, решительные, но не всегда продуманные шаги не способствуют решению вопроса…»

Александр Васильевич предложил убрать с пути всех трех субъектов пресловутый камень преткновения и внести в три устава одинаковый пункт: округа входят в состав области, но их отношения регулируются федеральным законом.

До конца дня принять решение не успели эту процедуру перенесли на утро вторника. Вопрос будет решаться, видимо, уже в отсутствие всех трех глав. Депутаты верхней палаты, они должны сегодня вылететь в Москву на заседание Совета Федерации.

В конце отчета о первом дне работы Думы — информация.

Чукотский округ без проблем расстался с Магаданской областью. Горно-Алтайская АО — с Алтайским краем… Нет проблем во взаимоотношениях и других субъектов Федерации. Только три исключения: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский округа. Почему? Пусть на этот вопрос попробует ответить сам читатель.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта