X

  • 23 Апрель
  • 2024 года
  • № 43
  • 5542

Когда нам двадцать лет

«Союз энтузиастов» — так называлась студенческая театральная студия в Тюменском госуниверситете, которой 25 мая с.г. исполнится 20 лет. Уход в небытие этого «уникального творческого коллектива, стрелой высокой поэзии пронзавшего хитросплетения злых сил» (из рецензии, напечатанной в городской газете. Белебей, Башкирия, 1980 г.), понятен и закономерен для общества, занятого, с одной стороны, выживанием, с другой — чистоганом.

На излете СЭН (сложносокращенное название студии) удостоился довольно высоких наград, его нравственное, духовное сопротивление догматизму и «кувшинным рылам» того режима — нет, мы не были диссидентами, политическими оппонентами! — заметили, и коллектив погрузился в агонию до 1988 года с золотым дипломом Всероссийского фестиваля народного творчества, посвященного 40-летию Великой Победы.

Вчерашние сэновцы пустились во все тяжкие нынешней квазирыночной экономики, частично преуспели, в целом заняли на социальной лестнице не самые последние ступеньки. В атмосфере и делах СЭНа, в освоении его далеко не ординарных игровых методик творческой жизни было занято около 200 молодых людей 70-80-х годов.

Редко кто из деятелей мира искусств признается вам — любой театральный и другой творческий коллектив окромя славы, поисков, софитов и аплодисментов имеет оборотную сторону. Насилие лидера над остальными личностями. В СЭНе его практически не было. Eсли что-то нашего коллегу не устраивало, он просто уходил.

Одна из любопытных черт деятельности студии — все ее участники были студентами режиссерско-драматического отделения университетского ФОПа (факультета общественных профессий). Значит, к диплому историка, физика, биолога они получали диплом художественного руководителя школьных театральных объединений.

Многие студийцы давно уехали из Тюмени, в городе их осталось около 50. Немногие из них работают школьными учителями, и совсем уж единицы режиссируют с юными талантами. Назову Ларису Исупову из нашей тюменской «Ребячьей республики»; Давно хочу рассказать о ней в нашем обозрении, но она просто сверхзанятый заботами с юными и о юных человек.

Все, кто помнит Марианну Чуйкову, просто в восхищении от ее театральных действ со школьниками в муниципальном образовательном учреждении (Войновка). Правда, М.Чуйкова оставила сейчас школу(не по своей инициативе, любому творческому человеку на самом деле сейчас не менее трудно, чем в советские времена). Но она работает с детьми в ребячьем клубе по месту жительства — там больше свободы и самостоятельности.

Таня — Татьяна Васильевна Козырина, ныне учитель русского языка и литературы по-старому средней школы N 38, что на улице Садовой, за Троицким монастырем в Калининском районе, — в студии была недолго. А вот студийный дух творчества в ‘школе своей поселила, да еще как!

Нет в России таких классов, где бы уже несколько лет подряд изучение многих и многих шедевров русской классики — постоянно и систематически! — начиналось с театральной игры в текст, с постановок на импровизированной сцене чеховских рассказов и «Горя от ума»,тургеневских произведений и шедевров А.Н.Островского.

Непросто Татьяне Васильевне. Как и любому педагогу, которому хочется работать ин-те- рес-но. А работать так в нынешней школе по духовно-художественной части — доставлять коллегам массу неудобств. Смутное время пока облагодетельствовало лиц экономически-финансовых, юридических, отчасти социальных знаний. Да еще изучивших несколько иностранных языков.

Из года в год в 38-й повторяется одна и та же сцена. В класс- кабинет Т.Козыриной является хозяйственно-административная комиссия и неторопливо следует к встроенным шкафам. Оттуда с презрительными минами извлекаются два громадных мешка: «Татьяна Васильевна, выбросить этот хлам надо!» А в мешках — театральный реквизит, платья прежних эпох, цыганские шали… Но Т.Козырина — человек с твердым характером, практический взгляд на мир у нее прекрасно уживается с души прекрасными порывами. Она не просто обороняет свое дело, но находится в непрерывных «вылазках на неприятеля». Поэтому с ней считаются, даже утвердили уникальную для Тюмени научно-методическую тему исследований: «Литература и синтез искусств».

Пока в этом ключе работает преподаватель гимназии N 34 И.Б. Шмелева. Но у нее своя методика и свое, идущее от духовно-эмоциональных исканий личности учителя, направление.

Увлечения Татьяны Козыриной и ее учеников — взаимный путь друг к другу. Сама она многое происходящее объясняет особенностями социального статуса семей своих питомцев. К школьному микрорайону СШ N 38 отношение стереотипное: дети, мол, работяг, с Бабарынки, хулиганья много, мельзавод — одним словом, мало чего хорошего.

Не знаю, как насчет взрослых, а вот дети прекрасно поняли, какие времена наступают на Руси. И чтобы выжить, занять нормальное место в будущем, надо не отстать от своих более благополучных сверстников из центра города. Многие захотели учиться и у мало-мальски способного преподавателя. Здесь работают с увлечением. Более того, не стесняются коллективистских форм общения. И поднимаются эти молодые люди выше своей одноэтажной Затюменки.

Примеров достаточно. Побывала Татьяна Васильевна в семье у своего ученика, Федора Карандея, сына машиниста локомотива. Увидела библиотеку и поняла — нет, нужны еще мы людям, с нашими стихами ни о чем — крик вокзалов — о, жалость! Полустанков — останься! Со спорами о смысле жизни и о личном возвращении к Благой вести…

Хорошо, конечно, в минуту жизни трудную откупорить шампанского бутылку и перечесть «Женитьбу Фигаро». И под это дело прочитать удивительные откровения ее старшеклассников — главное свидетельство педагогической пользы работы Т.Козыриной. Их не учесть в школьной отчетности. Впрочем, с ней все в порядке — выпускников-медалистов хватает.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта