X

  • 28 Март
  • 2024 года
  • № 32
  • 5531

Куда ушла мораль?

Как это ушла — спросит несогласный. А моральный кодекс (для одних), а десять заповедей (для других)?

Все это, к сожалению, слова. Мораль, мне думается, или, иными словами, общественная нравственность, сейчас находится в головокружительном пике.

Не стану поминать моральный кодекс строителя коммунизма, ибо с исчезновением цели, при которой должно было жить еще прошлое поколение советских людей, упраздняется и средство. Нельзя же строить капитализм, утверждая, что человек человеку — друг, товарищ и брат.

Возрождаются традиционные конфессии, импортируются иные, даже совсем новые, даже незнакомые, даже ультра-супер… Но что они, все вместе взятые, принесли? Мне приходилось вести достаточно продолжительные беседы со многими служителями культа. Большинство из них совершенно ясно себе представляют, что нынешнее столпотворение народа в церквах, мечетях, молитвенных домах и синагогах еще не говорит о проснувшейся вере в Бога, о стремлении следовать высшему идеалу, «Мода», — говорит усталый священник в промокшем подряснике. Вспотел — крестины, свадьбы, отпевания, вызовы к больным и умирающим, исповеди, отпущение грехов.

Он — не верит, что они — верят. И, наверное, он прав. Вера не допускает, чтобы внутреннее, личное, интимное чувство выставлялось напоказ, как золоченый крестик почти на том же самом месте, где раньше сиял профиль Ленина на красном значке. Как только они не путаются: Христос жив, Христос будет жить или Ленин воскресе…

Они не путаются. Потому что, если честно сказать, то и другое прикрытие маскирует пустоту. Нравственную пустоту.

Да, человек, действительно,- мыслящий тростник (ничего не могу с собой поделать, нравится мне цитировать бывших основоположников). Но чтобы тростник — до такой степени? Чтобы настолько явно оказалось всякое отсутствие какого бы то ни было стержня.

Бравые исполнители ленинского зачета открывают кафе и рестораны. Их старшие товарищи, удерживая на поверхности друг друга (что само по себе и неплохо), продолжают прежнюю линию на благодать для узкого круга. Квалифицированные милицейские сотрудники убивают, чтоб завладеть чужой автомашиной…

Я остановлюсь в перечислении. Суть не в нем. Суть в морали, которую мы не создали. Суть в морали, которую мы понимаем лишь как фиговый листок. Ах, он истерся? Надо бы другой… И уже никого не удивляют готовые если не к убийству, то к нанесению тяжких побоев люди с теми же крестиками. (А может, сторонники магометанского или иудейского вероисповедания…).

И уже никого не удивляет политик, нагло врущий избирателям. А слово рядового чиновника, мне кажется, и вовсе ничего не стоит, Соврать — доблесть, Почти что профессиональная, Искусство увиливать от обязанностей — доблесть, А сколько примеров, когда назначенный блюсти государственное (прежде сказали бы — народное) добро входит в контакт с этого же добра расхитителями.

Куда ушла мораль? Неясно. А что же есть мораль?

Это — принципы. Которые, независимо от того, каковы они, или есть, или отсутствуют, (Не люблю Нину Андрееву. Но уважаю за наличие принципов).

Чаще принципы, конечно, отсутствуют. А нету принципов — откуда же взяться морали?

Кое-кто утешает: вот накопят люди денег, тогда займутся нравственностью. Ну это вряд ли. Во всяком случае, тогда заниматься нравственностью придется с самого начала. С первобытного уровня, с базальта.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта