X

  • 18 Апрель
  • 2024 года
  • № 41
  • 5540

Чьи бы ни были кабанчики, а поросятки — наши

Не ругает Тюмень только очень ленивый. Однако в последнее время, как мне кажется, процесс ругни идет больше по инерции. Да и то смещается, главным образом, в сферу коммунальную. А сам по себе город начинает понемножку хорошеть. И что очень интересно: эти наши улицы самим видом своим голосуют против вчерашнего.

Давайте посчитаем: какой архитектурный след оставила в областном центре эпоха большой нефти? Где шедевры? Куда и во что вколочены нефтедоллары? Скажу сразу: если куда и вколочены, то не в Тюмень. Ибо с архитектурной точки зрения эпоха нефтяных фонтанов, эпоха Самотлора и Уренгоя разродилась убожеством.

Не верите? Давайте считать вместе. Вы называйте архитектурные шедевры, достойные эпохи больших денег, а я стану загибать пальцы. Спорим, мне хватит одной руки!

Дворец нефтяников? Дворец геологов? (Помню, говорили о нем с Иваном Гирей, знаменитым геологоразведчиком. Он сказал: «Стоимость Дворца сопоставима со стоимостью разведочной скважины на Ямале. Какой-нибудь дурак шарошку в ствол уронил — скважина пропала. А тут — людям останется…») Театр кукол?

У меня все. Остальное — промышленный бетон, спальни, работные дома. Функционально, но некрасиво.

Государство, распоряжаясь «нашими общими деньгами», думало о целесообразности, о политической конъюнктуре и не думало о красоте. Я помню, как в 1966 году обсуждали проект монумента Победы, что возле краеведческого музея. Тогдашний главный архитектор области предлагал на конкурс свою работу: солдат-победитель в развевающемся плаще. Полы плаща обнимают шесть вертикальных стел, «символизирующих собою Мир, Труд, Свободу, Равенство, Братство и Счастье всех народов». Именно так. На полном серьезе. Кто сейчас помнит этот лозунг-однодневку, провозглашенный на очередном партийном съезде?

Словом, из общих денег не вышло ничего. Городская архитектура так и застыла на уровне 1914 года. Eе объекты объявили памятниками истории и культуры и умиленно наблюдали за их разрушением. Разрушен древний храм у мыса над обрывом. Перемешала смерть в рудой земле пустынь Героев бронзовых и мраморных богинь, Покоя славу их в кустарнике дремливом… Впрочем, кое-что разрушали и сами. То лепнина «не соответствует». То требуется очистить место для «более современного строительства».

Сейчас я с большим удовольствием хожу и езжу по городским улицам. Мне нравится то, что строится. Мне нравится, что обладатели новых капиталов возводят особняки и особнячки, всяк на свой вкус и манер, что они не жалеют денег на красоту. Их деньги — это их деньги. А наш город — это наш город. Облик города принадлежит всем. И, стало быть, за свои, за частные, деньги эти люди («новые русские», «новые татары», «новые не знаю кто») украшают наш с вами город.

Пусть выглядит то ли смешным, толи наивным желание Валентина Тимофеева построить «три памятника архитектуры». Я даже не знаю: окажутся ли его новоделы памятниками? И когда это случится? Пусть мы с ним по-разному оцениваем то, что он строит, выбранное им место и степень совпадения нового здания со старым, стоявшим до очередного партийного сноса на этом месте.

Но само это желание — замечательно. Причем, отметьте, — за свои личные деньги строит. А мы за наши общие, к сожалению, не смогли.

***
фото: На снимке: новое здание на улице Челюскинцев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта